Аренда госимущества и налоговые агенты


Не исключено, что индивидуальный предприниматель может оказаться арендатором федерального регионального или муниципального имущества. Тогда он, даже не будучи плательщиком НДС, должен выполнить роль налогового агента по данному налогу (Письмо Минфина России от 16.09.2005 N 03-04-14/16). Впрочем, такая постановка вопроса справедлива не всегда. Дело в том, что договор аренды данного имущества может быть заключен как непосредственно с его собственником (государством или муниципалитетом), так и с государственным или муниципальным унитарным предприятием, на балансе которого числится это имущество, с учреждением, например институтом, школой, больницей. Кроме того, возможен трехсторонний договор, когда кроме арендатора в его заключении участвует и собственник имущества, и его балансодержатель.

Договор аренды заключен непосредственно с собственником государственного имущества. В данном случае налогоплательщик признается налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ, письма Минфина России от 24.08.2007 N 03-0715/122, ФНС России от 02.06.2005 N 03-1-03/926/11, от 14.02.2005 N 03-12-03/208/13, УФНС по г. Москве от 12.09.2007 N 1911/086673). Причем налог нужно удержать независимо от того, куда именно перечисляется арендная плата: на счет балансодержателя, в бюджет или на специально открытый в органах Федерального казначейства для балансодержателя счет.

Разъяснения по вопросу о том, каков порядок исчисления НДС и заполнения налоговой декларации по налогу в данном случае, дали столичные налоговики в Письме от 10.09.2007 N 19-11/086025. Так, согласно п. 24 разд. IV "Порядок заполнения раздела 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента"*(3) исчисление суммы налога, отраженной по строке 090 раздела 2 декларации по НДС*(4) налоговыми агентами, осуществляется в порядке, определенном в ст. 161 НК РФ и в п. 4 ст. 173 НК РФ, с применением налоговых ставок, установленных в п. 2-4 ст. 164 НК РФ. После уплаты в бюджет сумма налога принимается к вычету и отражается в графе 4 строки 310 раздела 3 декларации по НДС.

Договор аренды заключен непосредственно с государственным или муниципальным унитарным предприятием, на балансе которого числится госимущество. При таком варианте обязанностей налогового агента у арендатора не возникает, так как с точки зрения налогового законодательства ГУП и МУП - обычные юридические лица, коммерческие организации (учреждения - некоммерческие организации), являющиеся плательщиками НДС. Поэтому при поступлении (по заключенному от своего имени договору) арендной платы такие организации обязаны самостоятельно перечислить государству полученный от арендатора налог. Так, в Письме УФНС по г. Москве от 21.03.2007 N 19-11/25313 отмечено: при оказании некоммерческими государственными организациями (образовательными, учреждениями культуры и др.) услуг по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества или имущества субъектов РФ на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами и балансодержателями - некоммерческими образовательными организациями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления), минуя органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления, уплату НДС в бюджет осуществляют данные некоммерческие организации вне зависимости от того, куда арендатор перечисляет арендную плату.

Таким образом, у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по НДС. Арендатор за оказанные услуги по предоставлению в аренду имущества перечисляет арендодателю-балансодержателю сумму арендной платы, включая НДС, и арендодатель в общеустановленном порядке производит исчисление и уплату НДС в бюджет (см. также письма Минфина России от 10.06.2004 N 03-03-11/92, УФНС по г. Москве от 02.06.2005 N 19-11/39247, Определение КС РФ от 02.10.2003 N 384-О, постановления ФАС УО от 28.02.2007 N Ф09-918/06-С2, ФАС ЗСО от 07.12.2006 N Ф04-8298/2006(29024-А45-27)).

В Постановлении от 27.04.2006 N А05-17314/2005-31, например, ФАС СЗО подчеркнул, что помещения, арендуемые заявителем на основании договора аренды, принадлежат детскому саду (арендодателю) на праве оперативного управления. Арендатору данные помещения переданы детским садом, а не собственником имущества. При таких обстоятельствах плательщиком НДС с суммы арендной платы по нежилым помещениям, находящимся в муниципальной собственности, является детский сад, а не арендатор.

Обратите внимание: если договор заключен с унитарным предприятием, но в нем указано, что арендатор самостоятельно рассчитывает и перечисляет в бюджет НДС с арендной платы, однако фактически этого не делает, на положительное решение арбитров при разрешении споров с контролирующими органами вряд ли следует рассчитывать. Суды арендаторов в данном случае не поддерживают (см., например, Постановление ФАС ВВО от 03.04.2006 N А79-9310/2005). При этом арендатора не спасет и условие договора о том, что арендная плата перечисляется им без НДС. Так, в Постановлении от 15.06.2006 N А69346/06-9-Ф02-2846/06-С1 ФАС ВСО сделал вывод, что арендатор в силу императивного указания закона (на основании п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога) должен удержать из арендной платы НДС и перечислить его в бюджет.

Теперь рассмотрим другой случай, так называемый трехсторонний договор. Несмотря на то что в Определении от 02.10.2003 N 384-О (п. 3 мотивировочной части) Конституционный суд указал, что такого субъекта аренды, как балансодержатель, вообще не может существовать, поскольку это не предусмотрено гражданским законодательством, на практике встречаются договоры, согласно которым в качестве арендодателя выступают одновременно и орган власти, и балансодержатель (унитарное предприятие или учреждения). Возникают ли в данном случае у арендатора федерального имущества (имущества субъекта РФ и муниципального имущества) обязанности налогового агента?

Налоговый кодекс не содержит разъяснений на этот счет, а мнения чиновников сводятся к следующему. По договорам, по которым арендодателями выступают орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления и балансодержатель имущества, не являющийся органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления, арендатор такого имущества признается налоговым агентом. Данный арендатор обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (Письмо ФНС России от 24.11.2006 N 03-1-03/2243).

А вот арбитражная практика по данному вопросу противоречива. Суды с Определением N 384-О не спорят и часто на него ссылаются. Однако в большинстве случаев они не оценивают корректность условий договоров аренды, а исходят из их фактического содержания, прежде всего обращая внимание на то, был ли в итоге уплачен в бюджет НДС.

Так, в Постановлении от 28.09.2006 N КА-А40/7292-06 ФАС МО отказал во взыскании с арендатора-агента НДС и штрафных санкций за неуплату налога, поскольку в договоре аренды было указано, что арендатор перечисляет балансодержателю всю сумму арендной платы, включая НДС, а последний уплачивает НДС в бюджет.

Когда в трехстороннем договоре указано, что арендатор перечисляет НДС в бюджет, но фактически этого не делает, суд признает правомерным начисление ему налога (Постановление ФАС ПО от 04.11.2006 N А65-41609/05-СА1-32).

В то же время суды помнят, что КС РФ оставил за ними право определять фактический статус имущества, передаваемого в аренду. ФАС СЗО, например, пришел к выводу, что, хотя формально имущество было передано в оперативное управление, фактически оно оставалось в казне, поскольку учреждение могло лишь поддерживать его в надлежащем состоянии, но распоряжаться им не имело права. Поэтому (несмотря на трехсторонний договор) арендодателем по нему является орган власти. Значит, арендатор должен исполнять обязанности агента по НДС (постановления от 20.03.2006 N А13-8912/2005-19, от 30.01.2006 N А13-8045/2009-19).




Copyright 2008 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
Также вам будет интересно узнать:


Реклама от Google
Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная