Описание ситуации:
ОАО в соответствии с законодательством Российской Федерации является градообразующим.
Согласно ст. 275.1 налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями и в состав которых входят структурные подразделения, указанные в абзацах третьем и четвертом данной статьи, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.
Органами местного самоуправления нормативы на содержание обслуживающих производств и хозяйств не утверждались.
Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. В случае если вышеуказанные объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.
В случае если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в настоящей статье объектов, и на территории муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика отсутствуют специализированные организации, осуществляющие аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов, для целей налогообложения принимаются фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов в пределах нормативов, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика.
Вопрос:
Какими документами предприятие может подтвердить включение фактически осуществленных расходов на содержание указанных объектов для целей налогообложения по налогу на прибыль, если на территории муниципального образования по месту нахождения организации отсутствуют специализированные предприятия и нет информации об утверждении нормативов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения налогоплательщика?
Ответ:
Согласно п. 13 ст. 270 НК РФ при определении базы, облагаемой налогом на прибыль, не учитываются расходы в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств, включая объекты жилищного, жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, в части, превышающей предельный размер, определяемый в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.
Согласно абз. 10 ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством РФ, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание объектов, названных в ст. 275.1 НК РФ, в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Этой же статьей предусмотрен порядок определения расходов в целях налогообложения в случае отсутствия утвержденных местными органами самоуправления нормативов.
Таким образом, для того, чтобы градообразующая организация могла принять для целей налогообложения прибыли расходы на содержание таких объектов, она должна иметь информацию о нормативах на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, на территории которых расположены вышеуказанные объекты.
При этом информация о нормативах на содержание подобных объектов должна быть доступна всем заинтересованным пользователям.
Организации, имеющие статус градообразующих, могут учитывать для целей налогообложения прибыли фактически осуществленные затраты на содержание соответствующих объектов, но в пределах утвержденных нормативов. При этом расходы должны соответствовать нормам п. 1 ст. 252 НК РФ.
Для принятия расходов для целей налогообложения прибыли по объектам ЖКХ, социально-культурной сферы и др. норматив на содержание подобных хозяйств должен быть утвержден в установленном порядке на момент составления налоговой отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период. Если вышеуказанный норматив не утвержден, то для целей налогообложения прибыли расходы по содержанию объекта в данном отчетном (налоговом) периоде не принимаются. Если же этот норматив утвержден в конце или по истечении налогового периода, то для целей налогообложения прибыли фактически осуществленные расходы за налоговый период учитываются в пределах установленного норматива. В связи с этим, организация должна произвести исправления налоговых обязательств в порядке, установленном ст. 54 НК РФ.
Из Писем Минфина России от 18.10.2006 N 03-03-04/1/695 и от 12.10.2006 N 03-03-04/4/157 следует, что утверждение нормативов на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств относится к компетенции органов исполнительной власти и не регулируется налоговым законодательством.
В арбитражной практике встречаются споры, связанные с применением указанных нормативов для градообразующих организаций в целях применения статьи 275.1 НК РФ.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2006 N А56-52164/2005 арбитражный суд пришел к выводу о том, что отсутствие на территории соответствующего муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика аналогичных хозяйств, производств и служб, в том числе подведомственных этому муниципальному образованию, не препятствует утверждению органами местного самоуправления нормативов, соответствующих расходам налогоплательщика. Аналогичные выводы содержатся также в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 04.12.2006 N А56-4380/2006.
В Постановлении ФАС Центрального округа от 27.07.2006 N А54-587/2006-С5 суд пришел к выводу о недоказанности неправомерных действий налогоплательщика: "поскольку перечисленные в статье 275.1 НК РФ обстоятельства сформулированы не как условия возникновения у налогоплательщика права на применение специального порядка исчисления убытка, а как условия, при которых исключается применение указанного порядка, то именно налоговый орган должен доказать невыполнение налогоплательщиком упомянутых условий" (в силу п. 6 ст. 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы).
Позиция Минфина по данному вопросу не однозначна. Так, в Письме от 10.11.2005 N 03-03-04/4/84 Минфин разъяснил: "сведения, необходимые для определения того, соблюдаются налогоплательщиком условия, изложенные в статье 275.1 НК РФ, или нет, организация должна собрать самостоятельно".
Данную позицию подтверждают выводы некоторых судов. В Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.08.2006 N А19-16419/04-18-45-Ф02-4307/06-С1, от 10.01.2006 N А19-12710/04-20-32-Ф02-6625/05-С1 арбитражный суд признал, что налогоплательщик должен был предпринять усилия для того, чтобы орган местного самоуправления установил ему необходимые нормативы.
Согласно ст. 252 НК РФ расходы должны быть документально подтверждены, обоснованы и экономически оправданы. Налоговый кодекс не устанавливает перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком расходов, не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению. Документы должны подтверждать понесенные расходы. Это могут быть договоры, счета, акты выполненных работ и др. Решение вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения прибыли зависит от того, подтверждают документы, имеющиеся у налогоплательщика, факт осуществления заявленных им расходов или нет.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Пунктом 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Из положений п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ следует, что организацией самостоятельно утверждаются, в частности, формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов.
Следовательно, самостоятельно утвержденные организацией формы первичных учетных документов, типовые формы которых не предусмотрены, содержащие обязательные установленные реквизиты, могут быть оформлены в любом виде.
Таким образом, расходы на содержание объектов ЖКХ, социально-культурной сферы и др. предприятие подтверждает либо документами, составленными по унифицированным формам, либо документами, утвержденными самостоятельно.
При этом, при отсутствии утверждения нормативов на содержание подобных объектов и при отсутствии специализированных предприятий, а также исходя из противоречивой арбитражной практики по данному вопросу, мы считаем, что включение в состав расходов при исчислении налога на прибыль суммы фактических расходов на содержание объектов ОПХ неизбежно приведет к спору с налоговым органом и к необходимости защиты своей позиции в судебном порядке. Следовательно, во избежание подобных проблем организации следует предпринять возможные усилия для утверждения соответствующих нормативов органами исполнительной власти.


Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
Также вам будет интересно узнать:


Реклама от Google
Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная