Организация-арендатор применяет упрощенную систему налогообложения (объект - "доходы"), арендует помещение 8 лет. Арендная плата, которую вносит организация, на 50% меньше, чем у других арендаторов. Чем грозит такая разница в оплате (арендатору и арендодателю) в процессе налоговой проверки?

В п. 2 ст. 40 НК РФ сказано, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Для перечисленных случаев согласно п. 3 ст. 40 НК РФ, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Однако это не означает, что такое решение обязано быть вынесено, так как п. 1 ст. 40 НК РФ предусмотрено, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Из смысла указанной правовой нормы следует, что бремя доказывания несоответствия цен, применяемых при оказании услуг либо при реализации товара рыночным ценам, возлагается на налоговый орган.
Процедура определения рыночной цены на услуги и товары установлена п.п. 4-11 ст. 40 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
В силу п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
Минфин России в письмах от 01.08.2008 N 03-02-07/1-333, от 24.07.2008 N 03-02-07/1-312, от 02.07.2008 N 03-02-07/1-243 также считает, что доказательство правильности применения цен следует основывать на положениях ст. 40 НК РФ, при этом может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования.
Если таковая отсутствует, можно воспользоваться информацией о цене сделки, представленной независимыми оценщиками в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", хотя это и не предусмотрено НК РФ. По мнению Минфина России, принимать или нет, эту информацию должен решать суд.
Арендодатель также может "подстраховать" себя, разработав и утвердив соответствующую маркетинговую политику, по которой будет предусмотрено и соответствующим образом обосновано применение различных цен к различным арендаторам (как то: применение различных коэффициентов при установлении платы за аренду по этажности зданий, приоритетных сторон выхода окон, долгосрочности отношений с клиентами и т.д.).
Таким образом, если налоговый орган докажет, что применяемая арендодателем цена на услуги аренды отклоняется от рыночной более чем на 20% и вынесет мотивированное решение, то в этом случае с арендодателя будет взыскан налог и пени. Кроме того, за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога с арендодателя на основании ст. 122 НК РФ взыщут штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Для арендатора в рассматриваемой ситуации налоговых последствий нет.
Надо заметить, доказательства неправомерности применения цены на товары, работы, услуги, предоставляемые налоговыми органами, чаще всего не принимаются судами. Даже в тех случаях, когда налоговые органы используют официальные источники информации, арбитражные суды не всегда признают доказанной рыночную цену.
Так в ситуации, аналогичной рассматриваемой, ФАС Уральского округа в постановлении от 10.06.2008 N Ф09-4205/08-С2 признал рыночную цену услуг по аренде не доказанной, несмотря на то, что налоговой инспекцией были представлены данные Пермской торгово-промышленной палаты по стоимости услуг аренды, так как они не содержали всех сведений о сдаваемых в аренду объектах недвижимости, их техническом состоянии и оснащенности, а также об условиях заключенного договора.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 18.01.2005 N 11583/04 подчеркнуто, что официальные источники информации не могут использоваться без учета положений п.п. 4-11 ст. 40 НК РФ, то есть они должны содержать данные о рыночной цене идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых в сопоставимых условиях в определенный период времени.
В постановлении ФАС Уральского округа от 31.07.2008 N Ф09-5437/08-С3 сделан вывод, что примененная инспекцией методика определения сумм начисленных налогов не соответствует требованиям законодательства, так как ни в акте налоговой проверки, ни в оспариваемом решении о доначислении налогов не содержится необходимое описание конкретных сравниваемых и сопоставимых факторов, достаточная выборка и условия конкретных хозяйственных сделок, методов сравнения, расчета рыночной цены и отклонений от нее, то есть, по сути, не установлены и не приведены документально подтвержденные факты, положенные в основу спорных доначислений.
Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 03.04.2008 N Ф08-1296/08-596А, Уральского округа от 13.08.2008 N Ф09-5025/08-С2 и др.
Вывод:
Если налоговая инспекция докажет неправомерность применения арендодателем цены на услуги аренды, она вправе вынести решение о доначислении налога и пени, а также о взыскании с него штрафных санкций.
Для арендатора налоговых последствий нет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
член Федерации налоговых консультантов Дианская Ирина

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
аудитор Горностаев Вячеслав

8 октября 2008 г.


Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
Также вам будет интересно узнать:


Реклама от Google
Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная