Унитарное предприятие, получая имущество от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в хозяйственное ведение на основании распоряжения и акта приемки-передачи, в котором указывалась нулевая остаточная стоимость, самостоятельно осуществляло оценку имущества при постановке его на учет. Оценка осуществлялась по стоимости, приближенной к рыночной. После того, как здание находилось на балансе предприятия какое-то время, осуществлялась его продажа также на основании распоряжения собственника, т.е. агентства. Доход от реализации здания, составляющий разницу между ценой продажи, остаточной стоимостью здания и расходами, связанными с выбытием здания, но не более 3% от цены его реализации, подлежал перечислению в доход бюджета. В связи с тем что оценка здания производилась предприятием при постановке на баланс самостоятельно по рыночной стоимости, изменялась и сумма дохода, подлежащего перечислению в бюджет за реализованное здание. Возможна ли в данной ситуации самостоятельная оценка имущества балансодержателем по рыночной стоимости?

В соответствии со ст. 114 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления на основе соответственно государственного или муниципального имущества. Согласно ст. 294 ГК РФ государственным и муниципальным унитарным предприятиям имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения и они владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых ГК РФ и иным действующим законодательством. Унитарное предприятие владеет имуществом, собственником которого является государство (или муниципальное образование). Государство как собственник имущества имеет в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных (муниципальных) предприятий, определенные права (ст. 295 ГК РФ):
1) решает вопросы создания предприятия;
2) определяет предмет и цели его деятельности;
3) утверждает устав предприятия;
4) принимает решение о реорганизации и ликвидации предприятия;
5) назначает директора (руководителя) предприятия;
6) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;
7) получает часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В бухгалтерском учете ФГУП указанное имущество учитывается на счете 01 "Основные средства". При определении первоначальной стоимости объектов основных средств ФГУП как коммерческая организация должна руководствоваться ПБУ 6/01 "Учет основных средств".
Денежная оценка основных средств при принятии на учет, которая может отличаться от их первоначальной или остаточной стоимости, возможна только в случае, если объект основных средств поступает на предприятие в качестве вклада в уставный капитал. В этом случае согласно п. 9 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) каптал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к учету в качестве вложений во внеоборотные активы (п. 10 ПБУ 6/01). В рассматриваемом нами случае имущество передавалось на баланс ФГУП на правах хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения в том числе подразумевает рациональное распоряжение имуществом с целью извлечения дохода от такого использования. Таким образом, п. 10 ПБУ 6/01 при оценке имущества при получении его на баланс ФГУП не может быть применен в этом случае.
Следует отметить, что согласно п. 14 ПБУ 6/01 "стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств".
Стоимость (балансовая стоимость) передаваемого на правах хозяйственного ведения имущества формировалась у первоначального пользователя или собственника на момент приобретения (или возведения) объекта недвижимости. Самостоятельная оценка имущества при принятии его на учет невозможна в силу изложенных требований ПБУ 6/01, а также согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, где сказано, что "предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника".
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ).
Статьей 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, являются одним из источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Для государственных (муниципальных) унитарных предприятий возможность реализации закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества регламентирована постановлением Правительства Российской Федерации от 6.06.03 г. N 333 (с изм. от 23.03., 13.08.06 г.) "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по реализации прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия". В п. 5 постановления говорится о том, что средства, полученные от продажи имущества, за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяются исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости, подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.
Поскольку балансовая стоимость определяется ФГУП при принятии на учет и может быть оценена по рыночной стоимости или в дальнейшем переоценена только при принятии такого решения собственником имущества, то самостоятельная оценка имущества балансодержателем по рыночной стоимости невозможна, поскольку она может привести к неверному исчислению суммы денежных средств, подлежащих перечислению в бюджет, при реализации имущества.

Е. Горина,
ЗАО "ААФ "Аудитинформ"

12 октября 2006 г.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 41, октябрь 2006 г.

Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
Также вам будет интересно узнать:


Реклама от Google
Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная