Организация продает квартиры без отделки. Разрешение на ввод в эксплуатацию получено. В сметах отделка не указана, однако принято решение одну квартиру полностью обустроить в целях рекламы. Как следует учитывать расходы застройщика по строительству дома (квартир) и дополнительные расходы по рекламе?

Прежде всего хотелось бы обратить внимание на особенности отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с принятием организацией-застройщиком законченных строительством объектов ОС (квартир), предназначенных для продажи населению.
Данные объекты (квартиры), изначально предназначенные для продажи, являются для застройщика готовой продукцией - товаром и должны квалифицироваться в качестве оборотных активов. При этом возможны несколько вариантов отражения в учете данной операции, из которых приведем следующий (см. таблицу).

-------------------------------------T---------T----------------T----------------------------------¬
¦  Содержание хозяйственной операции ¦  Дебет  ¦     Кредит     ¦              Основание           ¦
+------------------------------------+---------+----------------+----------------------------------+
¦Произведены расходы по строительству¦   08    ¦60 (10, 69, 70 и¦Договоры, накладные, акты приемки-¦
¦квартир   (начислена   задолженность¦         ¦др.)            ¦сдачи работ и др.                 ¦
¦перед  подрядной   организацией   за¦         ¦                ¦                                  ¦
¦выполненные работы)                 ¦         ¦                ¦                                  ¦
+------------------------------------+---------+----------------+----------------------------------+
¦Отражена  сумма  "входного"  НДС  за¦   19    ¦       60       ¦Счета-фактуры,   акты  выполненных¦
¦выполненные объемы подрядных работ  ¦         ¦                ¦работ                             ¦
+------------------------------------+---------+----------------+----------------------------------+
¦Принят к вычету "входной" НДС       ¦   68    ¦       19       ¦Счета-фактуры  (операция  произво-¦
¦                                    ¦         ¦                ¦дится  регулярно  (ежемесячно)  по¦
¦                                    ¦         ¦                ¦мере  выставления подрядчиком сче-¦
¦                                    ¦         ¦                ¦тов-фактур)                       ¦
+------------------------------------+---------+----------------+----------------------------------+
¦Произведена   оплата   задолженности¦   60    ¦       51       ¦Счета, платежные поручения (другие¦
¦заказчика за выполненные и  принятые¦         ¦                ¦платежные документы), выписки бан-¦
¦у подрядчика работы по строительству¦         ¦                ¦ка                                ¦
¦квартир                             ¦         ¦                ¦                                  ¦
+------------------------------------+---------+----------------+----------------------------------+
¦Приняты предназначенные для продажи,¦   41    ¦       08       ¦Акт о  приеме-передаче  объекта ОС¦
¦введенные в эксплуатацию квартиры   ¦         ¦                ¦(форма N ОС-1а)                   ¦
+------------------------------------+---------+----------------+----------------------------------+
¦Списана  стоимость   (себестоимость)¦  90-2   ¦       41       ¦Бухгалтерская справка             ¦
¦квартир при их фактической продаже  ¦         ¦                ¦                                  ¦
+------------------------------------+---------+----------------+----------------------------------+
¦Начислен НДС от договорной стоимости¦  90-3   ¦       68       ¦Счета-фактуры                     ¦
¦квартиры                            ¦         ¦                ¦                                  ¦
+------------------------------------+---------+----------------+----------------------------------+
¦Начислена задолженность за покупате-¦    62   ¦      90-1      ¦Договор, счет, накладная (акт при-¦
¦лем квартиры                        ¦         ¦                ¦емки-передачи объекта ОС)         ¦
+------------------------------------+---------+----------------+----------------------------------+
¦Исчислен  финансовый  результат   от¦90-9 (99)¦    99 (90-9)   ¦Бухгалтерская справка             ¦
¦продажи квартиры                    ¦         ¦                ¦                                  ¦
+------------------------------------+---------+----------------+----------------------------------+
¦Поступили   денежные   средства   от¦    51   ¦       62       ¦Счета, платежные поручения (другие¦
¦покупателя квартиры                 ¦         ¦                ¦платежные документы), выписки бан-¦
¦                                    ¦         ¦                ¦ка                                ¦
+------------------------------------+---------+----------------+----------------------------------+
¦Перечислен заказчиком  причитающийся¦    68   ¦       51       ¦Счета-фактуры,  платежные  поруче-¦
¦в бюджет НДС                        ¦         ¦                ¦ния, выписки банка                ¦
L------------------------------------+---------+----------------+-----------------------------------

Что касается расходов на рекламу, следует выделить две ситуации:
а) проведение работ по обустройству квартиры для проведения соответствующих рекламных акций в краткосрочной перспективе (в течение срока, не превышающего квартал);
б) проведение работ по обустройству квартиры в рекламных целях для проведения соответствующих рекламных акций в среднесрочной и долгосрочной перспективе (в течение отчетного года и (или) периода свыше 12 месяцев).
По мнению автора, вне зависимости от приведенных ситуаций "а" или "б" организации заказчику-застройщику следует возможные расходы по дополнительной отделке квартиры в рекламных целях первоначально аккумулировать на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции со счетами расходов и расчетов как расходы капитального характера.
По окончании указанных работ накопленную сумму затрат следует отнести с кредита счета 08 в дебет счета 44 "Расходы на продажу" или счет 97 "Расходы будущих периодов" в зависимости от предполагаемого характера признания данных расходов (единовременно или равномерно в течение периода проведения рекламных акций).
Далее при фактическом проведении рекламных акций:
в краткосрочной перспективе (ситуация "а") - производится единовременное списание произведенных дополнительных расходов по отделке квартиры со счета 44 "Расходы на продажу" в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж", или по дополнительно открываемому субсчету к счету 90, например "Коммерческие расходы";
в среднесрочной и долгосрочной перспективе (ситуация "б") - затраты, накопленные на счете 97 "Расходы будущих периодов", подлежат постепенному (равномерному) отнесению на счет 44 "Расходы на продажу". Отнесенные же в течение месяца в дебет счета 44 расходы на рекламу подлежат по окончании месяца списанию с него в дебет счета 90 "Продажи".
При этом размер (доля) затрат, относимых со счета 97 в дебет счетов учета расходов на продажу, определяется организацией застройщиком самостоятельно исходя из предполагаемого периода (продолжительности) проведения рекламных акций.

И. Ложников,
директор Департамента методологии бухгалтерского учета
ЗАО "НLB Внешаудит"

9 октября 2008 г.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 41, октябрь 2008 г.


Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
















Также вам будет интересно узнать:

Реклама от Google

Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная