Вопрос-ответ

200382. Я проживаю и работаю в военном городке. Мой ребенок посещает детский сад, принадлежащий Министерству обороны Российской Федерации. Плата ежемесячно составляет 1 000 руб. Военнослужащим выплачивается соответствующая компенсация (80%). Прошу вас разъяснить, выплачивается ли компенсация гражданскому персоналу, чьи дети посещают детский сад Министерства обороны Российской Федерации?
Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I с 1 января 2007 г. был дополнен ст. 52.2 "Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования". В соответствии с п. 1 указанной статьи родителям (законным представителям) установлена выплата компенсации части родительской платы:
- на первого ребенка - в размере 20% внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении;
- на второго ребенка - в размере 50% родительской платы;
- на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70% родительской платы.
Указанным Законом предусмотрено, что право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении. Установление порядка обращения за компенсацией и ее выплаты возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, Правительством Москвы издано постановление "О порядке назначения и выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" от 13 февраля 2007 г. N 90-ПП.

195371. Полковник в отставке. В 1998 г. назначен на низшую должность по ОШМ с моего согласия, есть запись в приказе Министра обороны Российской Федерации. Оформление решения о сохранении оклада не производилось. После увольнения в июле 2008 г. узнал, что по приказу Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 161 и приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 539 разрешается оформление дополнений в ранее изданные приказы о сохранении окладов. Имею ли я право на разницу между выплатой, которая мне осуществлялась, и могла осуществляться с 1999 г. по настоящее время?
В настоящее время, к сожалению, названные Вами приказы не действуют.
В то время когда они действовали, Вам для получения денежного довольствия с учетом месячного оклада по ранее занимаемой воинской должности необходимо было написать соответствующий рапорт.
В соответствии с п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации" от 21 апреля 1999 г. N 161 оформление решения о сохранении за военнослужащим месячного оклада по ранее занимаемой воинской должности при переводе его на воинскую должность с меньшим месячным окладом производится приказами командиров (начальников), которые осуществляют назначение военнослужащего на нижеоплачиваемую воинскую должность, по представлению соответствующего кадрового органа на основании рапорта военнослужащего. Выплата сохраненных окладов производится по день сдачи дел и должности.
Однако из содержания Вашего вопроса следует, что рапорт Вы в указанный промежуток времени не писали, таким образом своего желания на осуществление денежных выплат с учетом месячного оклада по ранее занимаемой воинской должности не изъявляли, соответственно права на такие выплаты у Вас не было.
В настоящее время действует Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200.
Вы можете попытаться получить часть денег в судебном порядке. Алгоритм простой: а) обратиться к должностному лицу, имеющему право вносить изменения в приказы о назначении на должности, о внесении дополнения ("боковика") в приказ о назначении Вас на низшую должность в связи с ОШМ. Указать, что Вы только сейчас узнали о своем праве; б) в случае отказа в трехмесячный срок оспорить его в суде.
Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 вышеназванного Порядка, денежное довольствие, причитающееся военнослужащему и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало размере, выплачивается за весь период, в течение которого военнослужащий имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия.

240870. Правомерно ли удержание финансовым органом части налога на доходы физических лиц с единовременной материальной помощи, оказанной военнослужащему, имеющему многодетную семью, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2007 г. N 424?
В соответствии с п. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством (при этом, к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам).
По мнению ФНС России, в п. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации указаны конкретные виды выплат, которые не облагаются НДФЛ. Указанная единовременная денежная помощь к таким выплатам не относится и должна облагаться НДФЛ.

878685. Приказом командующего войсками округа 23 декабря 1996 г. назначен на равную вакантную должность по служебной необходимости. По прежней должности должностной оклад соответствовал 11-му тарифному разряду, по новой должности - 8-му тарифному разряду. Правомерно ли это? Имею ли я право на сохранение должностного оклада по прежней должности и перерасчет денежного довольствия? Срок исковой давности?
Советуем ознакомиться с ответом на вопрос под номером 195371.
Однако Вам следует знать, что в соответствии с п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 161 сохранение окладов было предусмотрено для военнослужащих, назначенных после 16 июля 1997 г. (Вы - в 1996 г.) с их согласия в связи с ОШМ на воинские должности с меньшими месячными окладами. Действия в отношении Вас правомерны.

170368. Увольняюсь по организационно-штатным мероприятиям, выслуга - 24 года. Прошу разъяснить мне порядок денежной компенсации взамен вещевого имущества, поскольку с 2002 г. вещевое имущество не получал. Положены ли мне денежные выплаты в случае отказа от ношения военной формы в запасе (указал в рапорте)?
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации по перечням категорий военнослужащих в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 848, право на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, а также прикомандированные военнослужащие.
Денежная компенсация выплачивается в размере стоимости предметов вещевого имущества личного пользования, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 мая 2007 г. N 595-р).
Таким образом, если Вы относитесь к вышеуказанной категории военнослужащих, то имеете соответствующее право на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества в порядке, указанном выше. Если нет, то Вам при увольнении должны выдать положенное вещевое имущество в натуре. Представляется, что у Вас есть шанс в судебном порядке получить денежную компенсацию за положенное вещевое имущество до января 2005 г. в случае восстановления срока на обращение в суд.

161968. Прохожу военную службу в должности старшины роты, со мной проживает супруга с ребенком 2000 года рождения от ее первого брака, который находится на моем иждивении и признан членом моей семьи по решению суда. Для получения денежных средств для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста в размере 8 000 руб. на одного ребенка я обратился в марте 2008 г. (до 1 мая 2008 г.) с рапортом, приложив соответствующие документы. Данный рапорт был рассмотрен начальником финансовой службы, и в выплате денежной компенсации мне было отказано. Правомерен ли отказ начальника финансовой службы? Имею ли я право на получение этой денежной компенсации на ребенка? При рассмотрении данного вопроса прошу обратить внимание на п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" "военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Указанные выплаты производятся исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, предусматриваемом нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации".
В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 указано, что в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на неусыновленных детей супруга военнослужащего от другого брака, а также других родственников (не являющихся членами его семьи) социальные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом для членов семей военнослужащих, могут распространяться только при условии нахождения этих лиц на иждивении военнослужащего.
В п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" говорится не о членах семьи военнослужащего, а об их детях, т.е. о детях, чьим отцом является конкретный военнослужащий, либо о детях, которые усыновлены (удочерены) военнослужащим. В связи с этим Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911, предусматривается, что военнослужащий для получения выплаты прилагает к рапорту копию свидетельства о рождении ребенка, из которого усматривается его отцовство.
Отказ начальника ФЭС представляется правомерным. В то же время Вы вправе попытаться оспорить его в судебном порядке.

872240. Полковник, возраст - 45 лет, календарная выслуга - 27 лет. Категория годности "В". Вынудили подать рапорт на увольнение по состоянию здоровья. Имею жилье по договору найма специализированного жилья (квартиры) от местной администрации. Стою в очереди на жилье от Министерства обороны Российской Федерации в КЭЧ. Могут ли меня уволить без предоставления жилья в другом избранном месте жительства в соответствии с п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы?
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Вам следует учесть, что в связи с изменением жилищного законодательства и законодательства о статусе военнослужащих в настоящее время органы местного самоуправления освобождены от обязанности ставить увольняемых военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства. Военные суды своими решениями возлагают эту обязанность на жилищные комиссии воинских частей. В связи с изложенным Вам необходимо обратиться с заявлением о признании нуждающимся в избранном месте жительства в жилищную комиссию воинской части, а при отказе - оспорить решение жилищной комиссии в суде.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 вышеназванного Федерального закона.
Исследование указанной нормы данного Закона в системной связи с п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, было проведено Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении одного из гражданских дел (решение от 20 июня 2007 г. N ВКПИ 07-30). В решении, в частности, указано следующее.
Анализ содержания данной нормы вышеназванного Закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
При этом, указанная норма Федерального закона "О статусе военнослужащих", запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Иное толкование абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из названного Закона такое равенство не вытекает.
Исходя из изложенного, Вы как не обеспеченный жилым помещением по месту прохождения военной службы (из вопроса следует, что Вы признаны нуждающимся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы) имеете право выразить в соответствии со ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" волеизъявление быть уволенным с военной службы после обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.
Однако с учетом Вашего основания увольнения с военной службы (по состоянию здоровья - в связи с признанием ограниченно годным к военной службе) все не так просто. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 1 ноября 2007 г. N 721-О-О сформулировал следующую правовую позицию:
Признание военно-врачебной комиссией военнослужащего, имеющего воинское звание офицера, ограниченно годным к военной службе на основании подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" дает ему право, но не обязывает досрочно увольняться с военной службы и не лишает его права продолжать военную службу на должности, позволяющей выполнять соответствующие состоянию здоровья воинские обязанности. Следовательно, такой военнослужащий, если он нуждается в улучшении жилищных условий, не лишается возможности реализовать свое право на получение жилого помещения в порядке очереди. При этом, военнослужащий, увольняемый по "льготному" основанию (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями), в силу п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не может быть исключен без его согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Таким образом, выражая свое несогласие на увольнение до обеспечения жилыми помещениями, военнослужащий свободно выбирает вариант реализации права на жилище путем получения жилого помещения в период дальнейшего прохождения военной службы на должности, учитывающей установленные ограничения по состоянию здоровья.
Федеральный законодатель, на которого Конституцией Российской Федерации возложено решение вопросов, связанных с определением конкретных форм, источников и порядка предоставления указанным категориям граждан жилых помещений, вправе устанавливать различные правила удовлетворения жилищных потребностей для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и для уволившихся с военной службы или имеющих право на увольнение.
Положение абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является дополнительной гарантией реализации военнослужащим права на жилище и не может быть признано нарушающим конституционное право граждан на труд. Оно не предполагает принуждение гражданина, признанного по состоянию здоровья ограниченно годным к военной службе, к дальнейшему прохождению военной службы, поскольку в любом случае решение о сохранении или прекращении статуса военнослужащего требует его свободного волеизъявления. Военнослужащие, принявшие решение продолжить службу, обеспечиваются жилыми помещениями в общем порядке в соответствии с существующей очередностью федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а военнослужащие, уволившиеся с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, предусмотренных законом.
Как видите, позиции судебных органов различаются. В любом случае при неудовлетворении Вашего волеизъявления оспаривайте действия командования в военном суде.

121683. Здравствуйте! Разъясните, пожалуйста, несколько вопросов по ипотечной системе обеспечения военнослужащих. Где можно узнать свой банковский лицевой счет? Получают ли денежную компенсацию взамен ипотеки военнослужащие, уволенные по необходимости опеки за близким родственником? Какие банки работают с Министерством обороны Российской Федерации по ипотечной программе?
Информацию о состоянии Вашего именного накопительного счета Вы можете получить в порядке, установленном приказом Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Порядка предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации информации о состоянии их именных накопительных счетов" от 16 июня 2006 г. N 225.
Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации, выполняющее функции по ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы (далее - регистрирующий орган), ежегодно до 31 марта получает от федерального государственного учреждения (ФГУ) "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" сведения о состоянии именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - участники) и до 15 апреля направляет их в виды Вооруженных Сил Российской Федерации, военные округа, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации (далее - органы военного управления).
Командиры (начальники) воинских частей (организаций Вооруженных Сил Российской Федерации), в которых хранятся первые экземпляры личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, ежегодно до 15 апреля направляют в органы военного управления обращения о предоставлении информации о состоянии именных накопительных счетов участников.
Органы военного управления при получении указанных в п. 2 вышеназванного Порядка обращений в 30-дневный срок:
- уточняют сведения о состоянии именных накопительных счетов участников в регистрирующем органе;
- уточненные сведения о состоянии именных накопительных счетов участников направляют через комиссии органов военного управления в воинские части (организации Вооруженных Сил Российской Федерации).
Командиры воинских частей (организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) в 10-дневный срок, но не позднее 15 июня текущего года, информируют участников о состоянии их именных накопительных счетов.
Иную интересующую Вас информацию Вы можете получить, напрямую обратившись в Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации и ФГУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является, в частности, увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе, а для членов семей участников накопительно-ипотечной системы - исключение участников из списков личного состава воинской части в связи с их гибелью или смертью, признанием их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявлением их умершими, кроме случая, когда член семьи участника накопительно-ипотечной системы принял на себя его обязательства по ипотечному кредиту (займу).
При этом, в соответствии с подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ под увольнением по семейным обстоятельствам подразумевается увольнение:
- в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
- в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
- в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
- в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
- в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
Таким образом, если Вы относитесь к участникам накопительно-ипотечной системы, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет и увольняетесь по семейным обстоятельствам, перечисленным выше, то имеете право на выплату денежных средств с учетом накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на Вашем именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы, и дополняющих их до расчетного размера средств, которые Вы могли бы накопить в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность Вашей военной службы могла бы составить 20 лет.
Советуем Вам также ознакомиться со следующей литературой по данному вопросу: Кудашкин А.В. Как должна действовать накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих (целевой жилищный заем) // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 12.; Его же. Накопительно-ипотечная система: новая перспектива жилищного обеспечения военнослужащих // Там же. N 11.; Чаленко А.Ю. Накопительно-ипотечная система как форма жилищного обеспечения военнослужащих // Там же. 2005. N 4.

151163. Мэрия Тольятти выделила 2-комнатную служебную квартиру на период работы в военкомате, семья - 4 человека. Выслуга - 26 лет. 15 ноября я увольняюсь. Обратился в КЭЧ за справкой и получил отказ, так как статус общежития снят и с очереди на расширение жилой площади жилищная комиссия меня исключила, мотивируя тем, что имею площадь более 12 кв. м на человека, а общая площадь - 54 кв. м. Жилье не приватизировано, в ордере написано "на период работы в военкомате".
Так как Ваше письмо не содержит конкретного вопроса, будет дан общий ответ.
Для того чтобы иметь право на получение жилого помещения, Вы должны быть признаны нуждающимся в жилых помещениях и поставлены на учет. Как следует из Вашего письма, Вы были сняты с учета. Основания для снятия с учета нуждающихся приведены в ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. По-видимому, Вас сняли с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом. Вам следует оспорить решение жилищной комиссии о Вашем снятии с учета нуждающихся в суде. При этом, шансы на положительный исход дела у Вас есть, если Вы докажете, что Ваша квартира не имеет статуса предоставляемой по договору социального найма (например, является служебной).

200867. Был уволен из Вооруженных Сил по ОШМ. После реализации ГЖС приобрел в собственность квартиру 54 кв. м на семью из 3 человек. Потом восстановился в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и служу. Произошло изменение семейного положения - родился еще один ребенок. Как мне теперь улучшить свои жилищные условия? Есть ли законный способ получить большую квартиру? Могу ли получить ГЖС для покупки новой квартиры и что делать со старой?
Для того чтобы Вы имели право на улучшение жилищных условий, Вы должны быть признаны нуждающимся в жилых помещениях.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации вы можете быть признаны нуждающимся, если будете обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с пп. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Если Вы будете признаны нуждающимся, то с согласия соответствующей КЭЧ Вы можете передать жилое помещение очереднику воинской части по договору дарения с получением справки о сдаче жилого помещения. Соответственно жилое помещение в таком случае Вам будет предоставлено на четырех человек по установленной органом местного самоуправления норме предоставления.
Права на обеспечение жильем с помощью ГЖС Вы не имеете, так как уже использовали его. В соответствии с п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз.

345345. Майор запаса, выслуга - 26 лет, уволен по состоянию здоровья с оставлением в списках очередников на получение жилья в Рязанской области (по желанию) в 2006 г. Живу на съемной квартире, имею ли я право на получение компенсации за поднаем жилья? В ВКО отказывают, ссылаясь на необходимость состоять на учете в управлении по жилью в администрации города. Указания ВКО Рязанской области от 2 сентября 2008 г. N 227.
В настоящее время предусмотрен порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.
Порядок выплаты указанной компенсации установлен Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, и в развитие данного Постановления закреплен Инструкцией о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235.
Иного порядка выплаты соответствующей денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений нет.
Таким образом, представляется, что действия ВКО, связанные с отказом в предоставлении денежной компенсации, правомерны.

135724. Суд в восстановлении в списках личного состава воинской части части отказал, считая, что будут ущемлены мои права (я негоден к военной службе). Жилой площадью по соответствующим нормам не обеспечили. Состав семьи - 5 человек, проживаем в 2-комнатной квартире общей площадью 50,6 кв. м. В семье 2 инвалида. Я в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 имею право на внеочередное и дополнительное жилье. Как мне его получить?
Ответ на вопрос будет строиться из посылки, что Вы на момент увольнения были признаны нуждающимся в жилых помещениях и состояли в списках очередников воинской части.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" "военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона".
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.
Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
Вместе с тем, в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 указано, что в случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения его жилым помещением он на основании п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом, признание военнослужащего негодным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.
Таким образом, Вас должны восстановить на военной службе в прежней (или с Вашего согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и обеспечить жильем по нормам, установленным законодательством Российской Федерации. Если, как Вы указываете в вопросе, суд вынес решение не в Вашу пользу, у Вас есть право обжаловать данное решение в установленном ГПК РФ порядке.
В то же время, судя по вопросу, Вы не обжаловали решение суда в кассационном порядке, что в соответствии с ч. 2 ст. 376 ГПК РФ лишает Вас права на обращение в суд надзорной инстанции. Кроме того, Вы, вероятно, пропустили установленный для этого шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда первой инстанции.
Как указывалось в начале ответа, он дается из посылки, что Вы стоите в списках очередников воинской части. В этом случае Вам предлагается написать в жилищную комиссию воинской части заявление о признании Вас нуждающимся в жилых помещениях во внеочередном порядке на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, п. 12 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80. К заявлению следует приложить обосновывающие документы. После положительного решения, по возможности, Вам необходимо отслеживать процесс распределения жилья в воинской части.

540799. Являюсь военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации (офицер). Выслуга - 20 календарных лет. Имел в собственности приватизированную квартиру. При переводе к новому месту службы в другой город квартиру пришлось продать. За все время службы жилья от Министерства обороны Российской Федерации не получал. Имею ли я право на постановку в очередь нуждающихся на получение постоянного жилья по новому месту службы?
Военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ с учетом ст. 53 данного Кодекса.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Однако из смысла названной статьи неясно, какие действия могут послужить основанием для применения ее норм. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.
Ваши действия законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации признаются намеренным ухудшением жилищных условий. Так, в п. 2 ст. 10 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" от 14 июня 2006 г. N 29 указано, что к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
2) обмен жилыми помещениями;
3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
6) выдел доли собственниками жилых помещений;
7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
В то же время следует учитывать, что ЖК РФ и соответственно ст. 53 данного Кодекса вступили в силу с 1 марта 2005 г. Действовавший до этого ЖК РСФСР такую норму не содержал. В то же время нормы о последствиях намеренного ухудшения жилищных условий содержались в нормативных правовых актах некоторых субъектов Российской Федерации (но эти акты имели силу только на территории субъекта Российской Федерации, в котором они были приняты).
Таким образом, у Вас есть шанс (лучше всего это сделать в судебном порядке) встать на учет нуждающихся при соблюдении следующих условий:
1) квартира находилась у Вас на территории субъекта Российской Федерации, отличного от субъекта Российской Федерации, на территории которого Вы в настоящее время проходите военную службу;
2) квартира была отчуждена до 1 марта 2005 г.
В противном случае на Вас в полной мере распространяется ст. 53 ЖК РФ.

666999. С 2006 г. по договору найма служебного жилья с КЭЧ проживаю в служебной квартире. Военный городок N 1, в котором находится мое жилье, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 11 августа 2005 г. N 1199-Р передан в муниципальную собственность. Разъясните, в чьей собственности находится данное жилье? В КЭЧ утверждают, что квартира осталась в собственности Министерства обороны Российской Федерации.
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 11 августа 2005 г. N 1199-р (далее - Распоряжение) указано, что принято согласованное предложение о передаче в собственность муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении Ельнинской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации объектов, расположенных в г. Дорогобуже (Смоленская область), согласно приложению N 1 к Распоряжению о передаче в муниципальную собственность Ельнинского района Смоленской области относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении Ельнинской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации объектов, расположенных в г. Ельне (Смоленская область), согласно приложению N 2 к Распоряжению.
Если дом, в котором находится Ваша квартира, указан в приложении N 1 или N 2 к Распоряжению, то соответственно Ваше жилье передано либо находится в стадии передачи в собственность муниципального образования. Точных сведений о стадии передачи данного жилого помещения у редакции, к сожалению, нет.
При этом, в соответствии с п. 2 ст. 102 ЖК РФ "переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения".
Таким образом, переход относящегося к федеральной собственности и находящегося в оперативном управлении Ельнинской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации жилого помещения, в котором Вы проживаете, в муниципальную собственность формально может повлечь за собой прекращение договора найма этого жилого помещения.
В то же время независимо от того, к государственной или муниципальной собственности относятся жилые помещения, занимаемые военнослужащими, они подлежат учету в КЭЧ в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80, и могут использоваться только для предоставления военнослужащим и членам их семей.

272727. Офицер, увольняюсь по ОШМ, выслуга - 25 лет. В 2003 г. получил только на себя и 2 детей двухкомнатную квартиру, так как жена имела ранее 1/2 часть квартиры (наследство от бабушки). Она подарила ее матери в 2002 г. Я квартиру приватизировал, продал и купил двухкомнатную квартиру в другом городе в связи с изменением места службы. В 2007 г. истекли 5 лет, как жена ухудшила свои жилищные условия, а в 2008 г. я стал командиром отдельной части.
Имею ли я право при увольнении на дополнительную жилую площадь в дополнение к имеющемуся жилью?
В п. 8 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указано, что офицеры в воинских званиях полковника, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
Дополнительная общая площадь жилого помещения учитывается только при предоставлении жилых помещений признанным нуждающимися в них военнослужащим.
Если Вы будете признаны в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и с учетом ст. 53 данного Кодекса нуждающимся в жилых помещениях, что, на взгляд автора ответа, будет для Вас весьма затруднительным, то при предоставлении жилого помещения в соответствии с очередностью будут учитываться имеющаяся у Вас и членов Вашей семьи жилая площадь и положенная Вам дополнительная общая площадь жилого помещения.

751511. Офицер, выслуга - 20 лет. Воинская часть, в которой проходил военную службу, подлежит сокращению. Изъявил желание быть обеспеченным жильем по последнему месту службы. Как будет реализовано мое право на получение жилья после того, как часть прекратит свое существование?
Во-первых, под последним местом военной службы подразумевается тот населенный пункт, в котором Вы проходили военную службу перед увольнением с нее. Во-вторых, как следует из содержания Вашего письма, Вы состоите в списке очередников воинской части на улучшение жилищных условий (получение жилья).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Вы имеете право на получение жилья по договору социального найма.
Таким образом, даже в случае прекращения существования Вашей воинской части Вам обязаны будут предоставить жилье по последнему месту прохождения военной службы. Эту обязанность будут выполнять гарнизонная жилищная комиссия и КЭЧ (КЭО), за которой закреплен жилищный фонд, из которого Вам будет предоставлено жилье. Порядок реализации Вашего права на жилье закреплен в Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80.

111371. Подполковник, выслуга более 25 лет. Решением ВВК признан "не годным к военной службе". Проживаю в общежитии КЭЧ. Стою в очереди на получение жилья по избранному месту жительства (г. Волгоград). Могу ли я отказаться от предоставленного мне служебного жилья в населенном пункте, где расположена воинская часть, чтобы не быть уволенным из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации?
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона".
Исследование указанной нормы названного выше Закона в системной связи с п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, было проведено Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении одного из гражданских дел (решение от 20 июня 2007 г. N ВКПИ-07-30). В решении, в частности, указано, что норма вышеназванного Закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Суд решил, что препятствий для увольнения военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по установленным нормам по последнему месту прохождения военной службы (в том числе служебными), не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.
О спорности данного решения в части признания военнослужащего обеспеченным жилым помещением по установленным нормам по месту прохождения военной службы в случае наличия у него служебного жилого помещения уже неоднократно писалось на страницах нашего журнала. В частности, указывалось на явное противоречие соответствующих норм Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80, нормам ЖК РФ. При этом, следует подчеркнуть, что Военная коллегия ничего не говорила о военнослужащих, проживающих по месту прохождения военной службы в общежитиях.
В соответствии с ч. 2 ст. 101 ЖК РФ наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения (к таким помещениям относятся как служебные жилые помещения, так и жилые помещения в общежитиях). Также Вы имеете право отказаться от предоставляемого Вам служебного жилого помещения.
При увольнении Вас без обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства оспаривайте действия командования в суде.

190870. Предстоит процедура сдачи квартиры на территории закрытого военного городка. Ответственным квартиросъемщиком вышеуказанной квартиры является жена военнослужащего, переведенного приказом Министра обороны Российской Федерации к новому месту службы в другую местность.
Подобная ситуация ранее уже возникала. Тогда службой КЭО была начислена крупная сумма денежных средств, необходимых для проведения ремонта. В связи с этим хотелось бы знать, чем должны руководствоваться сотрудники службы КЭО при оценке состояния жилого помещения и расчете стоимости проводимых ремонтных работ?
На практике имела место ситуация, когда жильцами был проведен ремонт перед сдачей жилья, а сотрудники КЭО включили в стоимость ремонтных работ ремонт стен и полов, мотивируя это тем, что "вдруг обои и цвет полов не понравятся новым жильцам".
Какими нормативными документами определен порядок сдачи служебного жилья на территории закрытого военного городка? На основании каких документов службой КЭО осуществляется расчет денежных средств, необходимых для проведения ремонта в сдаваемой квартире?
К сожалению, при пользовании жилым помещением и сдаче жилого помещения (специализированного жилищного фонда) можно руководствоваться только положениями ЖК РФ, договора найма служебного жилого помещения (специализированного жилищного фонда), Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25. Иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок пользования и сдачи служебного жилого помещения нет.
Согласно ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила пользования жилыми помещениями по договору социального найма.
В соответствии с п. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:
1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены данным Кодексом;
2) обеспечивать сохранность жилого помещения;
3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;
4) проводить текущий ремонт жилого помещения;
5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
В соответствии с Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
В подп. "к" п. 14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25, указано, что в качестве пользователя специализированным жилым помещением наниматель обязан: при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, по нашему мнению, те вопросы по порядку пользования (сдачи) жилым помещением, которые не урегулированы жилищным законодательством, должны быть прописаны в жилищном договоре (договоре найма служебного жилья (специализированного жилищного фонда)), в том числе и те, которые относятся к капитальному и текущему ремонту, а также к исправному состоянию жилого помещения.

111255. Сертификат не получила. Увольняют по предельному возрасту. Выслуга лет в календарном исчислении - 23 года. Как получить постоянное жилье при увольнении с военной службы?
В вопросе Вы не указали главного: признаны ли Вы нуждающейся в жилых помещениях (по месту прохождения военной службы или по избранному месту жительства). Ответ будет строиться из позиции, что Вы признаны таковой.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
При этом, указанным военнослужащим в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина Российской Федерации выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" от 21 марта 2006 г. N 153.
Таким образом, Вы имеете право на получение жилья по социальному найму в порядке, указанном выше, а также определенном в Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000 г. N 80.
Также для информации см. ответ на вопрос 111371.

Р.А. Закиров,
адъюнкт кафедры военной администрации, административного
и финансового права Военного университета,
старший лейтенант юстиции

"Право в Вооруженных Силах", N 2, февраль 2009 г.


Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
Также вам будет интересно узнать:


Реклама от Google
Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная