Сотрудник страховой организации был направлен в загранкомандировку. В связи с этим у нас возникли следующие вопросы:
1. Правомерно ли учесть в целях исчисления налога на прибыль затраты на медицинское страхование работника на период его загранкомандировки, если медицинское страхование является условием получения визы?
2. Какие именно документы подтверждают расходы по найму жилых помещений в служебных командировках на территории иностранных государств и каковы требования к их оформлению? Правомерно ли требовать с подотчетного лица представлять кассовые чеки и чеки, выдаваемые к операциям с использованием пластиковой банковской карты (слип), в качестве документального подтверждения фактически произведенных расходов в иностранной валюте?

В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Статьей 168 ТК РФ установлено, что работодатель обязан возмещать направленному в служебную командировку работнику расходы по проезду, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности:
- на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
- на наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, на обслуживание в номере, на пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
- на суточные или полевое довольствие;
- на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
- на консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
До недавнего времени позиция контролирующих органов по вопросу включения в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, стоимости медстраховки была однозначной - такие расходы учесть нельзя. Соответствующие разъяснения мы видим в следующих письмах:
- Письмо Минфина РФ от 24.12.2002 N 04-02-06/3/91: пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ содержит закрытый перечень расходов на командировки, которые организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли;
- Письмо УФНС по г. Москве от 19.05.2006 N 20-12/43886@: перечень затрат, включаемых в состав командировочных расходов для целей налогообложения, ограничен пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, то есть в указанные расходы не включается стоимость услуг по медицинскому страхованию лиц, выезжающих за границу;
- Письмо Минфина РФ от 10.05.2006 N 03-03-04/2/138: при налогообложении прибыли в составе расходов возможно учитывать только суммы страхового взноса по обязательному страхованию жизни, включенные в стоимость проездного документа. Прочие затраты по страхованию командированных работников в расходах не учитываются.
Отметим, что арбитры придерживаются иной точки зрения. Так, в Постановлении от 11.05.2006 N Ф09-3490/06-С7 ФАС УО пришел к выводу, что перечень расходов на командировки, установленный пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, закрытым не является, и следовательно, обязательные расходы при оформлении визы могут быть учтены при расчете налога на прибыль.
С 25 октября 2008 года вступило в силу Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749. Подпункт "г" п. 23 названного положения содержит норму, согласно которой работнику при направлении его в командировку на территорию иностранного государства дополнительно возмещаются расходы на оформление обязательной медицинской страховки.
Таким образом, затраты на медицинское страхование, выступающее обязательным условием получения визы, которые осуществлены после 25.10.2008, правомерно учитывать в целях налогообложения прибыли. Если такие затраты понесены до 25.10.2008, то при возникновении спора с налоговой инспекцией организации придется доказывать свою правоту в суде.
Для ответа на вопрос по документальному подтверждению командировочных расходов обратимся к разъяснениям Минфина, содержащимся в Письме от 16.02.2009 N 03-03-05/23. Чиновники напомнили, что согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной по договору работе).
По мнению чиновников, в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на наем жилого помещения, выступает выставленный счет. Что касается кассовых чеков и чеков, выдаваемых к операциям с использованием пластиковых банковских карт, то они также являются документами, необходимыми для подтверждения расходов.
При этом нужно учесть следующее. Статьей 68 Конституции РФ установлено, что государственный язык Российской Федерации на всей ее территории - русский язык. В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" на территории РФ официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке, как государственном языке РФ.
Согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Таким образом, первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

С.Е. Нестеров,
эксперт журнала
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение"

1 марта 2009 г.

"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2009 г.


Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
Также вам будет интересно узнать:


Реклама от Google
Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная