Организация (ООО) предоставляет населению услуги водоотведения. Тарифы на эти услуги устанавливаются постановлением главы муниципального района ежегодно на основании Федерального закона N 201-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Организация находится на упрощенной системе налогообложения и плательщиком НДС не является.
В результате принятия мер по социальной поддержке по оплате жилищно-коммунальных услуг (водоотведения) льготным категориям граждан, организации возмещается сумма предоставленных льгот за счет средств бюджета.
Организация заключила с муниципальным учреждением (далее - МУ) договор на предоставление услуг, в котором стороны соответственно именовались "Исполнитель" и "Заказчик". Организация выставляет счет-фактуру МУ по водоотведению с формулировкой "Без НДС". Непосредственно с населением организация договоров не заключает. Сведения о льготных потребителях и расчет возмещения передаются в орган социальной защиты населения от МУ, на основании этих данных бюджетные средства сначала поступают МУ, затем после вычленения НДС (с применением расчетной ставки) со счета МУ перечисляются ООО.
Какие бухгалтерские проводки следует составить при выставлении счетов-фактур с инвестиционной надбавкой? Используется ли счет 86 (целевое финансирование) в проводках? В настоящий момент отношения между организацией и МУ фактически строятся на коммерческой основе.

Напомним, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", освобождены от ведения бухгалтерского учета за исключением учета основных средств и нематериальных активов.
Поскольку в вопросе указано, что в настоящий момент отношения между Вашей организацией и МУ фактически строятся на коммерческой основе, порядок взаимоотношений между Вами должен регулироваться п. 4 ст. 421 ГК РФ, следовательно, доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по водоотведению, отражаются в общем порядке, за исключением того, что доход отражается в учете в сумме поступления денежных средств (п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организаций" ПБУ 9/99), то есть по установленным тарифам.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее - Инструкция), утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, поступление денежных средств от МУ отражается по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции со счетом 90 "Продажи", субсчет "Выручка". Себестоимость оказанных услуг списывается с кредита счета 20 "Основное производство" в дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость". Сумма полученного убытка в этом случае из бюджета не компенсируется.
Когда Ваша организация начнет работать с населением напрямую, и компенсировать убыток ей будут органы социальной защиты, организации необходимо будет учитывать средства, полученные из бюджета. В соответствии с п. 8 ПБУ 9/99 поступившие из бюджета на безвозвратной основе суммы на покрытие убытков от реализации услуг по государственным регулируемым тарифам включаются в состав внереализационных доходов организации (как денежные средства, полученные организацией безвозмездно).
Порядок отражения безвозмездно полученных средств предусмотрен той же Инструкцией, но с использованием счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчета "Безвозмездные поступления".
Согласно указанному порядку в учете организации вклад в имущество в виде денежных средств будет отражаться следующим образом:
Дебет 51 Кредит 98, субсчет "Безвозмездные поступления" - оприходованы безналичные денежные средства, выделенные организации из бюджета на возмещение расходов от оказания услуг.
Суммы, учтенные на счете 98 "Доходы будущих периодов", субсчет "Безвозмездные поступления" списываются с этого счета в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" по мере списания на счета учета затрат на производство (расходов на продажу).
Рассмотрим пример.
Организация оказала услуги по водоотведению по установленным тарифам на сумму 1 500 000 руб. и осуществила расходы на сумму 2 000 000 руб. Сумма субсидии на возмещение расходов составила 500 000 руб.
Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка" - 1 500 000 руб. - признан доход от реализации услуг;
Дебет 90, субсчет "Себестоимость" Кредит 20 - 2 000 000 руб. - отражена себестоимость оказанных услуг;
Дебет 99 Кредит 90, субсчет "Прибыль/убыток" - 500 000 руб. - отражена сумма от убытка от оказания услуг;
Дебет 51 Кредит 98, субсчет "Безвозмездные поступления" - 500 000 руб. - оприходованы средства, выделенные организации из бюджета на возмещение расходов от оказания услуг;
Дебет 98, субсчет "Безвозмездные поступления" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы" - 500 000 руб. - отражена сумма субсидии, полученная на возмещение расходов.
Дебет 51 Кредит 62 - 1 500 000 руб. - получены денежные средства за оказанные услуги.
Что касается использования счета 86 "Целевое финансирование", то в п. 3 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" указано, что оно не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с государственным регулированием цен и тарифов, следовательно, счет 86 для отражения поступления бюджетных средств в данной ситуации использоваться не может.
В целях налогообложения, как разъяснил Минфин России в письме от 30.11.2005 N 03-11-04/2/142 (с ним можно ознакомиться на сайте http://www.zodchiy.ru/s-info/archive/03.06/page9.html), организации ЖКХ, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, и счета на оплату своих услуг должны выставлять без учета этого налога.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при налогообложении не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.
Минфин России подтверждает, что если организация является бюджетополучателем, то получаемые из бюджета субсидии и субвенции на покрытие расходов, связанных с оказанием льготным категориям граждан услуг при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитываться не должны (письмо Минфина России от 23.10.2006 N 03-11-04/2/218).
Однако в том же письме представитель финансового органа напоминает, что к бюджетополучателям согласно ст. 162 Бюджетного кодекса РФ отнесены организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Такое же мнение высказал Президиум ВАС РФ. Так в п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 рассмотрена ситуация, когда МУП оказывал населению услуги по регулируемым тарифам, установленным муниципальным образованием, а также со скидкой 50% от данных тарифов для льготных категорий граждан. В связи с оказанием таких услуг, а также для возмещения неполученной платы при предоставлении скидки организация получила из бюджета средства. Президиум ВАС сделал вывод, что средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, подлежат учету в составе доходов.
Обоснование этого мнения изложено в виде позиции суда кассационной инстанции: полученные организацией средства не могут рассматриваться в качестве целевых поступлений из бюджета, поскольку целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
В рассматриваемом случае предприятие не приобретало каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ему были бы необходимы целевые бюджетные средства, а, наоборот, само оказывало услуги. Поэтому получаемые им из бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению. О расходовании указанных средств предприятие не обязано отчитываться.
Аналогичная позиция высказана в письме УФНС РФ по г. Москве от 20.02.2006 N 18-11/3/13498 для случая, когда организация-"упрощенец" не является непосредственным получателем целевых поступлений из бюджета, а выступает по заключенному государственному контракту в качестве поставщика спортивного оборудования, оплачиваемого за счет средств бюджета.
Напоминаем, что доходы и расходы организации, применяющей упрощенную систему налогообложения должны определяться с учетом положений ст. 346.15 и ст. 346.16 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Федерации налоговых консультантов Дианская Ирина

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

15 сентября 2008 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
















Также вам будет интересно узнать:

Реклама от Google

Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная