Вопросы и ответы

Приближающийся дачный сезон заметно сказывается на редакционной почте. Вопросы читателей касаются порядка предоставления, приватизации и оборота земельных участков, форм ведения дачного хозяйства, полномочий и ответственности органов управления садовыми, огородническими или дачными объединениями, условий пользования фондами взаимного кредитования и проката. Как всегда, на вопросы отвечает член Московской коллегии адвокатов "Адвокат" Людмила Грудцына.

Скажите, пожалуйста, допускается ли законом ведение индивидуального дачного хозяйства или гражданин обязан вступать в то или иное дачное некоммерческое объединение? Думаю, что обязательное членство является нарушением прав и законных интересов граждан.
Согласно ч.1 ст.8 Закона РФ от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о садоводческих объединениях) граждане вправе заниматься садоводством, огородничеством или вести дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Иными словами, никто не вправе обязывать и принуждать гражданина вступать в садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение.
Другое дело, если гражданин ведет индивидуальное хозяйство на территории уже существующего, например, садового товарищества. В этом случае у него появляются дополнительные права и обязанности.
Такие "индивидуалы" на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования за определенную плату на условиях договоров, заключенных с соответствующим объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием его членов. Отказ в заключении договоров может быть обжалован в суд.
В случае неуплаты установленных договорами взносов за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на основании решения правления такого объединения либо общего собрания его членов граждане, занимающиеся садоводством или огородничеством в индивидуальном порядке, лишаются права пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования. Неплатежи за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения взыскиваются в судебном порядке.

Возможно ли ограничение предоставления садовых участков на территории муниципального образования? Если да, то в каких случаях?
Да, возможно. Согласно ст.15 Закона о садоводческих объединениях на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование. Это могут быть особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья и земли, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни, здоровью граждан или сохранности их имущества.

Расскажите, пожалуйста, о дачных фондах взаимного кредитования и фондах проката?
Согласно ст.11 Закона о садоводческих объединениях садоводы, огородники и дачники вправе создавать фонды взаимного кредитования, фонды проката, иные фонды в порядке, установленном ГК РФ. Фонды взаимного кредитования создаются в целях предоставления кредитов на возведение и ремонт жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройство садовых, огородных и дачных земельных участков. Кредиты выдаются только учредителям фонда взаимного кредитования. Фонд взаимного кредитования осуществляет свою деятельность на основе устава, утвержденного учредителями. Устав фонда помимо сведений, указанных в ст.52 и 118 ГК РФ, должен содержать:
1) сведения о сумме взноса учредителя;
2) сведения об объектах кредитования;
3) порядок очередности предоставления кредита;
4) правила ведения кассовых операций;
5) перечень должностных лиц, уполномоченных вести кассовые операции;
6) порядок контроля за соблюдением кассовой дисциплины и ответственность за ее нарушение;
7) порядок ревизии фонда взаимного кредитования;
8) сведения о банках, в которых хранятся наличные деньги фонда взаимного кредитования.
Фонды проката создаются садоводами, огородниками и дачниками в целях обеспечения учредителей садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений современными средствами производства, применяемыми при возведении и ремонте жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройстве и обработке садовых, огородных и дачных земельных участков. Фонд проката действует на основе устава, утвержденного его учредителями. Устав фонда должен содержать:
1) сведения о сумме целевого взноса учредителей;
2) перечень средств производства, приобретаемых для фонда проката;
3) порядок предоставления садоводам, огородникам и дачникам средств производства для временного пользования;
4) перечень должностных лиц, ответственных за организацию работы фонда проката.

Может ли один человек стать учредителем, например, садового товарищества и что для этого нужно сделать?
Нет, один человек не может быть учредителем. Согласно ст.16 Закона о садоводческих объединениях садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Численность членов такого объединения должна быть не менее трех человек.
Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения.
В уставе такого объединения в обязательном порядке указываются:
- организационно-правовая форма;
- наименование и место нахождения;
- предмет и цели деятельности;
- порядок приема в члены объединения и выхода из него;
- права и обязанности объединения;
- права, обязанности и ответственность членов объединения;
- порядок внесения вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов и ответственность членов объединения за нарушение обязательств по внесению указанных взносов;
- порядок участия члена объединения в работах, выполняемых коллективно на основании решения общего собрания членов объединения или собрания уполномоченных либо на основании решения правления объединения;
- структура и порядок формирования органов управления объединением.

В нашем дачном товариществе вечные конфликты из-за действий правления: они принимают решения, а людям потом приходится платить то за ремонт дороги, то за чистку общественного колодца, то еще за что-то. Теперь вот объявили: раз народ не ходит на общие собрания, на которых все должно решаться, выбирайте уполномоченных. Чем занимаются уполномоченные садоводческого товарищества?
В соответствии со ст.20 Закона о садоводческих объединениях органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение вправе проводить общее собрание его членов в форме собрания уполномоченных.
Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются из числа членов такого объединения и не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются в соответствии с уставом такого объединения, в котором устанавливаются:
- число членов такого объединения, от которых избирается один уполномоченный;
- срок его полномочий;
- порядок избрания уполномоченных такого объединения (открытым голосованием или тайным голосованием с использованием бюллетеней);
- возможность досрочного переизбрания уполномоченных.
К исключительной компетенции общего собрания членов (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:
1) внесение изменений в устав объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции;
2) прием в члены объединения и исключение из его членов;
3) определение количественного состава правления объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;
4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом объединения не установлено иное;
5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) объединения и досрочное прекращение их полномочий;
6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий;
7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;
8) утверждение внутренних регламентов объединения, в том числе ведения общего собрания (собрания уполномоченных); деятельности правления объединения; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы объединения;
9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
10) принятие решений о формировании и об использовании имущества объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;
11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами объединения;
12) утверждение приходно-расходной сметы объединения и принятие решений о ее исполнении;
13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката;
14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката;
15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов объединения.
Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения. Общее собрание созывается правлением по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Внеочередное общее собрание (собрание уполномоченных) проводится по решению правления, требованию ревизионной комиссии (ревизора) объединения, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов объединения.
Все решения общего собрания (собрания уполномоченных) доводятся до сведения его членов в течение 7 дней после принятия указанных решений в порядке, установленном уставом объединения.
Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе обжаловать в суд решение общего собрания (собрания уполномоченных) или решение органа управления таким объединением, которые нарушают права и законные интересы члена такого объединения.
При необходимости решение общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может приниматься путем проведения заочного голосования (опросным путем). Порядок и условия проведения заочного голосования устанавливаются уставом садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения и внутренним регламентом о проведении заочного голосования, которые должны предусматривать текст бюллетеня для заочного голосования, порядок сообщения членам такого объединения предполагаемой повестки дня, ознакомления с необходимыми сведениями и документами, внесения предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов, а также указание конкретного срока окончания процедуры заочного голосования. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не может проводиться в заочной форме, если в повестку дня включены вопросы утверждения приходно-расходной сметы, отчеты правления и ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения.
Согласно ст.22 Закона о садоводческих объединениях правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно общему собранию (собранию уполномоченных).
Правление избирается прямым тайным голосованием из числа его членов на 2 года общим собранием членов объединения (собранием уполномоченных), если уставом не предусмотрено иное. Вопрос о досрочном переизбрании членов правления может быть поставлен по требованию не менее чем 1/3 членов такого объединения.
Заседания правления созываются его председателем в сроки, установленные правлением, а также по мере необходимости и правомочны, если на них присутствует не менее чем 2/3 его членов. Решения правления принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих. Решения правления обязательны для исполнения всеми членами объединения и его работниками.
К компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относятся:
1) практическое выполнение решений общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных);
2) принятие решения о проведении внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении;
3) оперативное руководство текущей деятельностью объединения;
4) составление приходно-расходных смет и отчетов объединения, представление их на утверждение общего собрания (собрания уполномоченных);
5) распоряжение материальными и нематериальными активами объединения в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности;
6) организационно-техническое обеспечение деятельности общего собрания (собрания уполномоченных);
7) организация учета и отчетности объединения, подготовка годового отчета и представление его на утверждение общего собрания членов (собрания уполномоченных);
8) организация охраны имущества объединения и имущества его членов;
9) организация страхования имущества объединения и имущества его членов;
10) организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования;
11) приобретение и доставка посадочного материала, садового инвентаря, удобрений, ядохимикатов;
12) обеспечение делопроизводства объединения и содержание его архива;
13) прием на работу лиц по трудовым договорам, их увольнение, поощрение и наложение на них взысканий, ведение учета работников;
14) контроль за своевременным внесением вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов;
15) совершение от имени объединения сделок;
16) оказание членам объединения содействия в безвозмездной передаче сельскохозяйственной продукции детским домам, домам-интернатам для престарелых и инвалидов, дошкольным образовательным учреждениям;
17) осуществление внешнеэкономической деятельности объединения;
18) соблюдение объединением законодательства Российской Федерации и устава объединения;
19) рассмотрение заявлений членов объединения.

Требуется ли оформление доверенности председателю правления садового товарищества для представления интересов товарищества, или он может действовать без доверенности? И еще один вопрос. Какую ответственность несет председатель правления перед членами садового товарищества?
Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года (ст.23 Закона о садоводческих объединениях). При несогласии с решением правления председатель вправе обжаловать данное решение общему собранию (собранию уполномоченных). Председатель правления действует без доверенности от имени товарищества, в том числе:
1) председательствует на заседаниях правления;
2) имеет право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с уставом товарищества не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием (собранием уполномоченных);
3) подписывает другие документы от имени товарищества протоколы заседания правления;
4) на основании решения правления заключает сделки и открывает в банках счета товарищества;
5) выдает доверенности, в том числе с правом передоверия;
6) обеспечивает разработку и вынесение на утверждение общего собрания (собрания уполномоченных) внутренних регламентов товарищества объединения, положения об оплате труда работников, заключивших трудовые договоры с товариществом;
7) осуществляет представительство от имени товарищества в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях;
8) рассматривает заявления членов товарищества.
Председатель и члены его правления несут ответственность перед объединением, в частности садовым товариществом, за убытки, причиненные их действиями (бездействием). При этом не несут ответственности члены правления, голосовавшие против решения, которое повлекло за собой причинение такому объединению убытков, или не принимавшие участия в голосовании. Председатель правления и его члены при выявлении финансовых злоупотреблений или нарушений, причинении убытков такому объединению могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством.

Как проводится приватизация садовых и огородных участков?
Регулированию оборота садовых, огородных и дачных земельных участков, а также их приватизации, посвящена глава VI Закона о садоводческих объединениях. Садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.
Приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в следующей последовательности:
1) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) принимает решение о приобретении прав на землю общего пользования (собственность такого объединения как юридического лица, общая совместная собственность членов объединения) и создает комиссию по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков;
2) комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков организует сбор заявлений от членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков и проводит с привлечением в соответствии с договором специализированной землеустроительной организации или иного имеющего соответствующую лицензию юридического лица инвентаризацию земель такого объединения;
3) каждый член соответствующего объединения в своем заявлении указывает, на каком праве хочет переоформить свои садовые, огородные или дачные земельные участки (собственность гражданина, общая совместная или общая долевая собственность супругов), фактическую площадь участка в квадратных метрах, встречные требования к его границам;
4) комиссия по подготовке материалов для приватизации дает заключение о наличии встречных требований к границам земельных участков со стороны соседей, садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и свои предложения об урегулировании споров. Если споры таким образом урегулировать не удается, они рассматривается в судебном порядке;
5) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо правление рассматривает подготовленные материалы, итоги инвентаризации земель объединения и принимает решение о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о закреплении земель общего пользования за таким объединением, а садовых, огородных и дачных земельных участков - за гражданами;
6) в случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади, указанной в проекте организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в данный проект вносятся уточнения, которые по согласованию с органами архитектуры и градостроительства и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству утверждаются соответствующим органом местного самоуправления;
7) органы местного самоуправления вправе потребовать у садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения протокол общего собрания его членов (собрания уполномоченных), список членов такого объединения, их заявления, паспортные данные, копию решения об отводе земель (государственный акт или свидетельство), копию устава объединения, проект организации и застройки территории с внесенными уточнениями и промерами границ;
8) решение органа местного самоуправления о приватизации садового, огородного или дачного земельного участка принимается в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления и является основанием для выдачи гражданину и садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению свидетельств, удостоверяющих их права на землю;
9) членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения документы выдает его правление, которое получает их в учреждениях юстиции по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по доверенностям членов такого объединения;
10) за государственную регистрацию прав на садовые, огородные и дачные земельные участки с каждого члена соответствующего объединения взимается регистрационный сбор в размере 1 МРОТ. Органы местного самоуправления вправе устанавливать гражданам отдельных категорий льготы по уплате регистрационного сбора.
Граждане вправе приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки и в индивидуальном порядке. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде. В случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади таких участков, указанной в ранее принятых решениях, орган местного самоуправления вправе закрепить садовые, огородные и дачные земельные участки в новых границах или потребовать восстановления прежних границ.

Л. Грудцына,
член Московской коллегии адвокатов "Адвокат"

"Адвокат", N 4, апрель 2004 г.

Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
Также вам будет интересно узнать:


Реклама от Google
Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная