Организация применяет УСН ("доходы минус расходы"). Может ли организация (застройщик) учесть в целях налогообложения:
- расходы по вывозу (транспортировке, утилизации) ТБО (не относимых к категории опасных отходов),
- расходы, связанные с утилизацией опасных отходов (непосредственно стоимость услуги сторонней организации),
- расходы, связанные с получением лицензии для работы с опасными отходами (в том числе: экспертиза, разработка паспортов по опасным отходам).
Наличие такой лицензии у организации является требованием Ростехнадзора. Отсутствие лицензии грозит отказом в утверждении лимитов на размещение отходов, что в свою очередь ведет к увеличению платы за размещение отходов. При этом организация не осуществляет использование, обезвреживание, транспортировку или размещение опасных отходов. Обращение организации с отходами сводится лишь к образованию их в процессе производства (строительства) и временному хранению для дальнейшей передачи сторонней организации, также имеющей соответствующую лицензию на осуществление операций с опасными отходами.

С 1 января 2008 года расходы по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) учитываются для целей налогообложения на основании пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ. При этом отметим, что внесенные указанным законом изменения в ст. 346.16 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года).
Однако, в данном пункте прямо не прописана возможность уменьшения полученных доходов на сумму расходов, связанных с утилизацией опасных отходов. Поэтому в отношении таких видов отходов предлагаем обратиться к норме пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которой при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму материальных расходов. В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ такие расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль ст. 254 НК РФ.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
Не стоит забывать, что все расходы, принимаемые в целях налогообложения, должны соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Таким образом, обоснованные и документально подтвержденные расходы налогоплательщика, применяющего УСН, связанные с оказанием сторонними организациями услуг по приему, размещению, хранению, захоронению и уничтожению экологически опасных отходов (в том числе расходы на заключение соответствующего договора) учитываются в целях налогообложения в составе материальных расходов (письма Минфина России от 21.08.2007 N 03-11-05/193, от 20.02.2006 N 03-11-04/2/46).
Что касается расходов, связанных с оформлением лицензии по работе с опасными отходами, то их Ваша организация может учесть при формировании налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в соответствии с пп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Согласно указанной нормы, при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности.
Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ все расходы, учитываемые в целях налогообложения, должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат, в том числе, следующие виды деятельности: деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В связи с этим существует мнение, что накопление и временное размещение отходов не являются целенаправленной самостоятельной деятельностью предприятия. Поэтому, организациям, осуществляющим частичное накопление и временное хранение отходов на своей территории в специально обустроенных местах до момента их передачи соответствующим лицензируемым организациям, непосредственно занимающимся деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, лицензия не нужна. Необходимость в получении такой лицензии возникает только в случае, если организация самостоятельно осуществляет операции по хранению, размещению (использованию для собственных нужд) и т.д. (постановление ФАС Уральского округа от 13.03.2008 N Ф09-1447/08-С1, а также постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.01.2008 N А31-1973/2007-14).
Таким образом, Вашей организации стоит дополнительно рассмотреть вопрос о необходимости получения рассматриваемой лицензии.
Если лицензия уже получена, во избежание претензий со стороны налоговых органов в части признания в целях налогообложения расходов, связанных с ее получением, советуем Вашей организации иметь в наличии документ, свидетельствующий о необходимости ее оформления (например, разъяснения Ростехнадзора, письма с указанием документов, необходимых для утверждения лимитов на размещение отходов, письменный отказ в утверждении лимитов на размещение отходов в связи с необходимостью представления лицензии и т.д.). Данные документы будут являться основанием для признания подобных расходов экономически обоснованными.

Вывод:
Ваша организация может учесть в целях налогообложения при соблюдении условий п. 1 ст. 252 НК РФ:
- расходы, связанные с вывозом ТБО, - на основании пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ,
- расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов (в том числе, расходы на заключение договора) - на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ,
- расходы, связанные с оформлением лицензии по работе с опасными отходами, - на основании пп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гузева Марина

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Волкова Юлия

22 октября 2008 г.


Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
















Также вам будет интересно узнать:

Реклама от Google

Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная