В организации (общая система налогообложения) произошла смена собственника, идет реконструкция производства, которая не затрагивает основного цеха. Фактически основной цех не работает с августа 2007 года и до конца 2008 года ведение деятельности не планируется. Оборудование основного цеха на консервацию не переводилось. Кроме того, приостановка деятельности связана с организационными моментами (отсутствие лицензии, санитарных разрешений и т.п.).
С целью сохранения специалистов основного цеха им выплачивается заработная плата, а не оплата времени простоя - рабочие основного производства занимаются вспомогательными работами (ремонт цеха, уборка территории, и др.). В целом деятельность организации ведется, имеются незначительные доходы (например, от продажи металлолома).
Как списываются в бухгалтерском и налоговом учете расходы по заработной плате основных рабочих и амортизация оборудования, участвующего в технологическом процессе, в период приостановки производства (речь идет только о затратах основного производства, которые учитываются на счете 20)?

Временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера является простоем (ст. 72.2 ТК РФ).
Убытки, связанные с оплатой времени простоя, уменьшают прибыль независимо от того, кто виноват в сложившейся ситуации (постановление Президиума ВАС от 19.04.2005 N 13591/04).
Потери из-за вынужденной остановки в работе относят к внереализационным расходам (пп. 3, пп. 4 п. 2 ст. 265 НК), при этом размер потерь, вызванных простоем, нужно подтверждать документально (письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-03-04/1/31).
Вместе с тем, нельзя не учитывать требования к расходам, установленные ст. 252 НК РФ: расходы должны быть: экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Из трактовки ст. 252 следует, что НК РФ не требует непосредственной связи расходов с получением конкретного дохода. Для их признания достаточно, чтобы деятельность, при осуществлении которой они были понесены, имела своей целью извлечение дохода. Если такая деятельность временно приостановлена, то расходы в этот период необходимо производить для ее продолжения в будущем, что фактически соответствует Вашей ситуации. Поэтому мы считаем, что расходы по приостановленной деятельности (причем только цеха, но не организации в целом!) при наличии намерения ее возобновить в дальнейшем формально удовлетворяют условиям ст. 252 НК РФ.
Однако у сотрудников финансового ведомства другая точка зрения: для того, чтобы у налогоплательщика была возможность учесть расходы при налогообложении прибыли, деятельность должна вестись. При отсутствии деятельности учесть понесенные затраты в качестве расходов при расчете налога на прибыль налогоплательщик не может.
Такой вывод следует из писем Минфина России от 13.10.2006 N 03-03-04/1/691, от 8.02.2007 N 03-07-11/13, а также УМНС РФ по г. Москве от 26.03.2004 N 28-11/20653, УФНС РФ по г. Москве от 26.12.2006 N 20-12/115144. (Хотя нельзя не отметить, что в этих письмах рассмотрены ситуации, когда организации фактически еще не начали работать, а произведенные расходы являются подготовительными).
Неоднозначность мнений приводит к спорам с налоговыми органами и, как следствие, к судебным разбирательствам, которые нередко завершаются в пользу налогоплательщиков:
- постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2007 N Ф08-7776/07-2902А;
- постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.05.2007 N Ф04-2507/2007(33689-А27-40);
- постановление ФАС Поволжского округа от 06.03.2008 N А65-9131/2007 и др.
Тем не менее решение о включении в расходы затрат за период приостановления деятельности необходимо принимать, учитывая значительность сумм, уровень риска, а также готовность организации отстоять свои интересы.
По вопросу включения заработной платы рабочим в состав затрат для целей налогообложения прибыли Минфин России выпустил письмо с разъяснениями от 29.08.2003 N 04-02-05/1/83, ознакомиться с которым можно на сайте http://law-news.ru/vopr/v9/page_303.html.
В частности, в нем сказано: "Поскольку при соблюдении работником порядка, предусмотренного ст. 157 ТК РФ, у работодателя возникает обязанность по оплате простоя, то данные расходы следует рассматривать в качестве расходов на содержание этих работников, предусмотренных нормами законодательства Российской Федерации.
Соответственно, указанные расходы должны признаваться для целей налогообложения прибыли в размере двух третей средней заработной платы работника.
Суммы превышения не следует рассматривать в качестве экономически оправданных расходов, и, следовательно, они не должны учитываться для целей налогообложения прибыли".
Следовательно, в налоговом учете включить расходы по выплачиваемой зарплате с отчислениями на нее во внереализационные расходы по ст. 265 НК РФ можно только в размере 2/3 тарифной ставки (оклада), остальные 1/3 придется исключить из состава расходов.
Относительно амортизации основных средств неработающего цеха отметим следующее.
Т.к. и ожидаемый, и фактический перерыв в деятельности основного цеха превышает три месяца, организации, видимо, следовало перевести освободившиеся производственные мощности на консервацию и прекратить начислять по ним амортизацию (п. 23 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", п. 3 ст. 256 НК РФ).
В период консервации амортизация по основным средствам не начисляется; при расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.
Включить же в состав расходов суммы начисленной амортизации в период простоя, по мнению Минфина РФ возможно только в случае, если простой признается обоснованным и являющимся частью производственного цикла организации (письмо Минфина России от 21.04.2006 N 03-03-04/1/367).
Переведя неработающие основные средства на консервацию, Вы тем самым свели бы к нулю налоговые риски, связанные с включением амортизации в затраты в период простоя, но не потеряли бы право учета сумм амортизации в расходах организации в дальнейшем.

Отражение в бухгалтерском учете

Для целей бухгалтерского учета расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, не зависимо от намерения получить доход (п. 17 и п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются в дебет счета 20 "Основное производство". При отсутствии доходов допустимо оставить сальдо на этом счете, до тех пор, пока не появится реализация. Остаток на этих счетах показывает, какова стоимость незавершенного производства на последний день месяца (Инструкция по применению Плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Тем не менее, расходы на выплату заработной платы и амортизации в период простоя не связаны непосредственно с выпуском продукции и не могут формировать остатки незавершенного производства. Поэтому учитывать их на счете 20, по нашему мнению, некорректно.
Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, Планом счетов предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов".
Но нельзя забывать о таком основополагающем принципе бухгалтерского учета, как соответствие доходов и расходов.
В соответствии с п. 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации" в бухгалтерском учете расходы признаются в отчете о прибылях и убытках с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов).
Учитывая, что до конца этого года ведение деятельности не планируется, т.е. уже известно, что в ближайшем будущем (в этом налоговом периоде) доходов не будет получено, мы считаем, что в Вашей ситуации производимые расходы не могут относиться к будущим периодам, т.е. они не "связаны" с будущими поступлениями.
Возможно, с того момента, когда руководством предприятия будет определено, что, например, начинается подготовка к возобновлению работы основного цеха, можно будет считать производимые расходы "связанными" с будущими доходами и учесть их сначала на счете 97, а затем перенести на стоимость продукции основного цеха.
Но в настоящее время, несмотря на всю условность деления, было бы вернее отразить расходы по приостановленной деятельности в составе прочих расходов отчетного периода - на счете 91-2 "Прочие расходы".
Вывод:
Включение в расходы затрат в период приостановки деятельности цеха (но не организации!) может привести к налоговым рискам. Для их уменьшения Вам следовало принять решение о консервации неиспользуемого цехового оборудования, а затраты на заработную плату рабочим включать в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в размере 2/3 тарифной ставки (оклада).
В бухгалтерском учете рассматриваемые расходы , по нашему мнению, должны учитываться на счете 91-2 "Прочие расходы" и формировать бухгалтерский убыток текущего периода.

В дополнение предлагаем Вам ознакомиться со следующими материалами, представленными в системе ГАРАНТ:
- письмо Минфина России от 06.09.2007 N 03-03-06/1/645;
- Учет затрат при простое оборудования (Л. Колесниченко, "Финансовая газета", N 13, март 2008 г.);
- Учет и расчеты по налогам в период приостановления деятельности (В.С. Ржаницына, "Бухгалтерский учет", N 10, май 2005 г.);
- Реконструкция хлебозавода (Н.В. Лебедева, "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2008 г.);
- Вопрос: Наша организация занимается изготовлением и установкой металлопластиковых изделий (окна, двери). В январе, феврале этого года заказов на изготовление и установку не было. Однако в этот период в организации начислялась зарплата, арендные платежи и т.п. Эти расходы отражались на счете 20, как остаток незавершенного производства. Скажите пожалуйста, правильно ли это? Когда можно списать данные расходы и в какой степени (сразу полностью или по частям)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2007 г.);
- Вопрос: Как правильно списать расходы при отсутствии реализации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2007 г.);
- Вопрос: На предприятии общая система налогообложения, при расчете прибыли используется метод "по начислению". Производство приостановлено примерно на 2 месяца. Рабочие основного производства переведены в подсобные. Согласно учетной политике зарплата основных рабочих относится к прямым расходам и учитывается на счете 20 "Основное производство", зарплата подсобных рабочих отнесена к косвенным расходам и учитывается на счете 25 "Общепроизводственные расходы". На какой счет относить эти и другие затраты (электроэнергия, амортизация, управленческие расходы и т.п.) при отсутствии выпуска продукции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2008 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Федерации налоговых консультантов Мозалева Наталья

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
аудитор Горностаев Вячеслав

20 августа 2008 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
















Также вам будет интересно узнать:

Реклама от Google

Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная