Дополнительный офис банка размещен в здании, которое в настоящий момент завершено строительством, но не внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
До настоящего времени у контрагента банка - инвестора (собственника) помещения, в котором расположен офис банка, отсутствует свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, подтверждающее право собственности на помещение. Права контрагента на помещение подтверждены инвестиционным договором.
На данный момент между банком и арендодателем заключен предварительный договор аренды с передачей имущества (помещения) в безвозмездное пользование на период до заключения основного договора аренды.
Одновременно с предварительным договором аренды, согласно которому банк обязан оплачивать коммунальные платежи по содержанию арендованного имущества, банком заключен договор с эксплуатирующей компанией на оплату услуг за пользование водоснабжением, электроэнергией и оплату вывоза мусора.
Согласно ст. 695 ГК РФ на банк ложатся расходы по содержанию имущества (помещения), переданного в безвозмездное пользование, и, согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.
Просим дать разъяснения порядка учета расходов в целях налогообложения прибыли банка, а именно: вправе ли банк при заключении договора с эксплуатирующей компанией в составе материальных расходов учитывать фактически понесенные расходы в процессе осуществления деятельности, направленной на получение доходов, за пользование водоснабжением, электроэнергией и оплату вывоза мусора?

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий.
Согласно позиции налоговых органов, выраженной в Письме Управления ФНС России по г. Москве от 08.09.2007 N 20-12/086935, до даты оформления арендодателем права собственности (после которой заключается либо долгосрочный, либо краткосрочный на новый срок договор аренды) на подлежащий в будущем сдаче в аренду объект недвижимости арендные отношения между сторонами возникнуть не могут в силу противоречия этих отношений нормам гражданского законодательства РФ.
Поскольку предварительный договор аренды не содержит основных признаков договора аренды, установленных ГК РФ (передача арендодателем (собственником) арендатору имущества во временное владение и пользование за плату), такой договор не может считаться договором аренды (сделкой с недвижимостью), заключенным согласно законодательству РФ.
Следовательно, расходы по не заключенному в установленном порядке договору нельзя учесть в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций, так как они не соответствуют условиям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
При этом затраты, осуществленные согласно такому договору, нельзя учесть для целей налогообложения прибыли в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ как арендные платежи (в том числе предоплату) за арендованное имущество.
Также для целей исчисления налога на прибыль не учитываются расходы на компенсацию арендодателю стоимости коммунальных услуг (электро- и теплоснабжение и др.), не включаемой в состав арендной платы, а выплачиваемой отдельно за помещение, которое не получено в аренду.
Однако сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что судебные органы по поставленному вопросу принимают решения в пользу налогоплательщиков.
Например, в Постановлении ФАС ЗСО от 02.05.2007 N Ф04-2578/2007 указано следующее: поскольку факт оплаты подтверждается документально и не оспаривается инспекцией, арбитражный суд обоснованно признал правомерным отнесение налогоплательщиком сумм коммунальных платежей на расходы при исчислении налога на прибыль предприятия. В связи с чем довод налогового органа о том, что до регистрации права собственности арендуемое помещение не могло быть передано, так как предварительный договор аренды не содержит основных признаков договора аренды, подлежит отклонению как несостоятельный.
Аналогичная позиция прямо или косвенно выражена также в постановлениях:
- ФАС МО от 06.09.2005 N КА-А40/8476-05;
- ФАС МО от 09.08.2006 N КА-А40/7454-06;
- ФАС ЗСО от 10.04.2007 N Ф04-2117/2007;
- ФАС ПО от 12.02.2008 N А12-10256/07-С60.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что по данному вопросу неизбежно возникновение разногласий с налоговыми органами (то есть имеются некоторые налоговые риски), которые, скорее всего, придется разрешать в судебном порядке.
Однако, учитывая вышеприведенную арбитражную практику, отмечаем, что вероятность положительного для налогоплательщика судебного решения достаточно велика.

С.Б. Тинкельман,
член Комитета по международным стандартам финансовой
отчетности ИПБ России, заместитель директора департамента
аудиторских услуг по работе с кредитными организациями
и финансовыми институтами ЗАО "Аудиторско-консультационная
группа "Развитие бизнес-систем"

1 августа 2008 г.

"Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", N 8, август 2008 г.


Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
















Также вам будет интересно узнать:

Реклама от Google

Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная