Следовало ли облагать земельным налогом земельные участки, занятые водохранилищем, в 2004-2007 годах согласно подпункту 5 п. 2 ст. 389 НК РФ, а также ст. 10 Закона РФ "О плате за землю"?

В соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. При этом перечень ограниченных в обороте земель,занятых водными объектами, установлен п. 5 ст. 27 ЗК РФ, в частности ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.
Согласно Водному кодексу Российской Федерации (ВК РФ) под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1), а водный фонд - это совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации (п. 6 ст. 1). Статьей 5 ВК РФ определен перечень водных объектов, к которым, в частности, отнесены и водохранилища.
Кроме того, в соответствии со ст. 102 ЗК РФ земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, отнесены к землям водного фонда. При этом установлено, что на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.
На основании ст. 7 ЗК РФ в состав земель Российской Федерации входят в том числе земли водного фонда, населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения и т.д. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Кроме того, согласно подпункту 8 п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне с соответствующим видом разрешенного использования.
Таким образом, на основании норм ЗК РФ земельные участки, занятые водными объектами, могут также входить в состав не только земель водного фонда, но других категорий земель, например в состав земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения (ст. 85, 77 ЗК РФ).
В силу вышеуказанных норм законодательства не признаются объектом налогообложения земельные участки, занятые водными объектами, при одновременном выполнении следующих условий:
- земельный участок должен быть занят водным объектом, обладающим признаками, установленными ст. 1 и 5 ВК РФ;
- водный объект должен относиться к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации;
- земельный участок, занятый водным объектом, должен относиться к категории "земли водного фонда" или к другой категории земель с соответствующим водному объекту видом разрешенного использования земельного участка.
Поэтому земельные участки, занятые водохранилищами, не признаются объектом обложения земельным налогом в соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 389 НК РФ во взаимосвязи с п. 5 ст. 27 ЗК РФ и ст. 5 ВК РФ при условии нахождения данных водных объектов в государственной собственности и на основании документов на землю, указанных в ст. 8 ЗК РФ.
Согласно ст. 10 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1), нормы которого действовали в рассматриваемый период, налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимался по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.
Исходя из данной нормы подлежали налогообложению земельные участки, отнесенные к категории "земли водного фонда", предоставленные для вышеуказанных целей.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 6019/07 по делу N А35-4621/05-С4 в удовлетворении заявления о признании незаконным действия налогового органа, выразившегося в отказе произвести зачет излишне уплаченного земельного налога за 2004 год, было отказано, так как земельный участок, занятый водным объектом (водохранилищем), был отнесен к категории "земли промышленности" и поэтому земельный налог подлежал исчислению по ставкам, установленным Законом N 1738-1 для категории "земли промышленности".
При этом отказом в удовлетворении заявления налогоплательщика послужило то, что согласно ст. 15 Закона N 1738-1 основанием для установления налога за землю являлся документ, удостоверявший право собственности, владения и пользования земельным участком, и если в этом документе категория земельного участка не была указана, то исходя из п. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земельного участка для установления платы за землю могла быть определена на основании документов государственного земельного кадастра и документов о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Одновременно по вопросу применения ст. 10 Закона N 1738-1 и признания земель, занятых водохранилищами, объектом обложения земельным налогом следует отметить, что в регионах имеется арбитражная практика (например, см. постановления ФАС Уральского округа от 05.06.2007 N Ф09-4194/07-С31685238 ФАС Центрального округа от 11.05.2006 N А54-5786/2005-С5, ФАС Северо-Кавказского округа от 18.01.2006 N Ф08-6566/2005-2594А), в соответствии с которой в мотивировочной части постановлений суды указывают на то, что в силу ст. 26 и 28 ВК РФ с момента выдачи лицензии на водопользование организации становятся участниками водного правоотношения в отношении используемых водных объектов. Согласно ст. 7 ВК РФ поверхностные воды и земли, покрытые водами и сопряженные с ними (дно, берега), являются единым водным объектом. Следовательно, дно и берег водохранилища являются его неотъемлемой частью и должны рассматриваться с ним как единое целое. В связи с тем что налогоплательщик являлся водопользователем водохранилища, к отношениям по использованию водных объектов в соответствии с п. 2 ст. 3 ЗК РФ и п. 1 ст. 5 ВК РФ к налогоплательщику должно было применяться водное законодательство, что исключало существование земельных правоотношений и соответственно обязанность уплачивать земельный налог на земли, расположенные под водохранилищем.
Поэтому земли, занятые водохранилищами, в соответствии с Законом N 1738-1 во взаимосвязи с ВК РФ не подлежали обложению земельным налогом в случае, если в соответствии с вышеуказанными документами земельный участок был отнесен к категории "земли водного фонда" или другой категории земель с соответствующим водному объекту видом разрешенного использования земельного участка.

Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России

1 декабря 2008 г.

"Налоговый вестник", N 12, декабрь 2008 г.


Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
Также вам будет интересно узнать:


Реклама от Google
Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная