Согласно законодательству России земельный участок становится объектом налогообложения налогом на землю только в том случае, когда данный земельный участок сформирован как индивидуализированный объект учета в государственном земельном кадастре (ГЗК).
В ответ на запрос собственника нежилых помещений в многоквартирном доме, Федеральное агентство кадастра недвижимости сообщило, что "земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, внесен в ГЗК на основании перечня о ранее учтенных земельных участках, однако границы вышеуказанного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены".
В выписке из ГЗК план земельного участка отсутствует, но имеется площадь (вероятно переписанная из акта органа местного самоуправления о выделении земельного участка под строительство жилого дома), кадастровая стоимость и кадастровый номер. Межевание в отношении данного земельного участка не проводилось.
Будет ли признаваться земельный участок, внесенный в ГЗК на основании перечня ранее учтенных земельных участков, но границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, объектом налогообложения по налогу на землю?

В ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно ст. 65 ЗК РФ формами платы за использование земельных участков являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Поскольку в НК РФ не уточняется понятие земельного участка, за этим определением следует обратиться к положениям ЗК РФ.
Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) определен порядок передачи земельного участка в общедолевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с этой статьей земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (п. 5 ст. 16 Закона N 189-ФЗ).
Понятие формирования земельного участка (при предоставлении земельного участка для строительства) раскрывается в п. 4 ст. 30 ЗК РФ и включает в себя:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
При рассмотрении судебных споров по вопросам налогообложения земельных участков суды приходят к выводу, что до определения границ и площади земельного участка, а также его кадастрового учета, этот участок не может быть передан в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, не прошедший процедуру межевания, не имеющий границ и площади, не может являться объектом налогообложения земельным налогом (определение ВАС РФ от 26.05.2008 N 6258/08, постановления ФАС Поволжского округа от 16.04.2008 N А65-17538/07, от 22.01.2008 N А65-15516/06, от 22.01.2008 N А12-6426/07).
Поскольку в Вашем случае границы земельного участка не определены, на что прямо указано в ответе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, то такой земельный участок нельзя считать сформированным и рассматривать как объект налогообложения.
Отдельно остановимся на позиции Минфина России по данному вопросу. Ранее в своих разъяснениях Минфин России указывал, что с момента формирования земельного участка, на котором расположен жилой дом, в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также присвоения кадастрового номера указанному земельному участку, лицо является плательщиком земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка. При этом основанием для уплаты земельного налога является свидетельство о праве собственности на нежилое помещение (смотрите, например, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11.12.2007 N 03-05-07-02/111, от 03.05.2006 N 03-06-02-04/67 и от 05.10.2005 N 03-06-02-04/83).
Другими словами, момент возникновения у собственников помещений в многоквартирных домах прав на земельные участки Минфин России связывал с двумя обстоятельствами:
1) наличие права собственности на помещения в многоквартирном доме;
2) формирование в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности и государственный кадастровый учет такого земельного участка.
Однако в 2008 г. позиция Минфина России по данному вопросу изменилась. В своих письмах от 11.03.2008 N 03-05-06-02/18 и 03.06.2008 N 03-05-05-02/42 Минфин России в качестве еще одного условия, необходимого для возникновения обязанности по уплате земельного налога, называет также издание уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о передаче земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. При этом Минфин России отмечает, что изменение жилищного законодательства не влечет автоматического прекращения права государственной или муниципальной собственности на земельный участок путем его перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, положения ст. 16 Закона N 189-ФЗ содержат лишь условия перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность, но не определяют порядок такого перехода, в связи с чем, для перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме необходимо соблюдение общего (заявительного) порядка оформления земельно-правовых отношений. В итоге Минфин России указал, что для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта уполномоченного органа.
К такому выводу фискальный орган пришел в том числе и на основании сложившейся арбитражной практики (определение ВАС Российской Федерации от 19.10.2007 N 10248/07, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.2007 N А28-8421/2006-394/30, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2007 N Ф04-1251/2007).
Вместе с тем необходимо учитывать, что позиция арбитражных судов по данному вопросу не является единообразной. Нередко суды трактуют ст. 16 Закона N 189-ФЗ иначе и считают, что право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, возникает у собственников помещений в силу закона, в связи с чем, у них возникает обязанность по уплате земельного налога (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 07.07.2008 N А28-10345/2007-109/15, ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2007 N А56-208/2006, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.10.2006 N Ф08-5093/2006 и от 14.03.2006 N Ф08-222/2006).
Напомним, что в рассматриваемом случае земельный участок как объект гражданско-правового оборота (т.е. объект, в отношении которого возможно возникновение вещных прав) не сформирован, поскольку не определены его параметры и он не индивидуализирован в установленном земельным законодательством порядке.

Вывод:
В Вашем случае земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с нежилыми помещениями, включен в государственный земельный кадастр, однако границы участка не определены, т.е. земельный участок не сформирован. Ненормативный акт о передаче земельного участка в общую долевую собственность собственников этого дома также не издавался. Таким образом, обязанность по уплате земельного налога у собственников помещений в таком многоквартирном доме, по нашему мнению, не возникает.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

18 сентября 2008 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
Также вам будет интересно узнать:


Реклама от Google
Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная