ООО "Х" арендует здание у ООО "У", расположенное на территории 715,1 кв.м. (согласно техническому паспорту на здание). ООО "У" в свою очередь заключило договор на аренду земли 1 438 кв.м с администрацией города Н-ска.
1. Возникает ли обязанность у предприятия в части "экологической" платы за сброс загрязняющих веществ неорганизованных поверхностным стоком на рельеф местности (водосборную территорию)?
2. Если да, то какие территории следует использовать для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду: сброс загрязняющих веществ неорганизованных поверхностным стоком на рельеф местности (водосборную территорию)?
3. Что будет являться подтверждающими документами по подтверждению размера площади водосборной территории?
В 2008 году Управление Ростехнадзор по Н-ской Республике не требовало заполнения и представления раздела 3 "Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду"
Приложение: "Расчет среднегодовой массы бора загрязняющих веществ с 1 га занимаемой территории на 2009 год", выданный Управлением Ростехнадзора Н-ской Республики.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Из статьи 3 данного Федерального закона следует, что субъектами внесения соответствующей платы являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.
Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за различные виды вредного воздействия на окружающую среду (пункт 1 Порядка).
Поскольку деятельность на арендованном земельном участке осуществляет ООО "Х", именно оно может быть признано плательщиком платы за загрязнение окружающей природной среды. То обстоятельство, что Общество осуществляет эксплуатацию здания, находящегося у него на праве аренды, по нашему мнению, не исключает обязанности ООО "Х" по внесению платы за загрязнение окружающей природной среды.
В данном случае, как следует из представленного запроса, речь идет о плате за сброс загрязняющих веществ неорганизованным поверхностным стоком на рельеф местности.
В соответствии с пунктом 1.1 Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты*(1) (далее по тексту - Методические указания), под неорганизованным сбором загрязняющих веществ понимается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций). К неорганизованному сбросу загрязняющих веществ в водные объекты приравнивается сброс таких веществ на рельеф местности поверхностным стоком.
Из законодательства об охране окружающей природной среды следует, что основанием для перечисления платы является вынос загрязняющих веществ с территории водосбора Общества, то есть с площади территории и прилегающей инфраструктуры на рельеф местности при наличии фактического загрязнения окружающей среды.
Согласно пункту 1.4 Методических указаний, принадлежность организации к числу загрязнителей окружающей природной среды определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно - бытового происхождения.
По нашему мнению, сам по себе факт наличия здания, используемого в управленческих целях, не свидетельствует о том, что Обществом осуществляется загрязнение окружающей среды в виде выноса загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций.
Как следует из устных пояснений, помимо собственно здания, эксплуатируемого Обществом в управленческих целях, фактически Обществом используется асфальтированная площадка вокруг него - в качестве стоянки для автомобилей.
Из представленного совместно с запросом Расчета среднегодовой массы сбора загрязняющих веществ, выданного Управлением Ростехнадзора Н-ской Республики следует, что на территории Н-ской Республики разработаны и утверждены среднегодовые объемы неорганизованного сброса загрязняющих веществ в отношении открытых стоянок автомобилей и сельскохозяйственной техники.
С учетом изложенного, полагаем, что ООО "Х" несет обязанность по уплате сбора за загрязнение окружающей природной среды в виде неорганизованного сброса загрязняющих веществ при использовании асфальтированной площадки в качестве автомобильной стоянки.

Вывод:
ООО "Х" несет обязанность по уплате сбора за загрязнение окружающей природной среды в виде неорганизованного сброса загрязняющих веществ при использовании асфальтированной площадки в качестве автомобильной стоянки.

В части определения территории, площадь которой используется для расчета платы за сброс загрязняющих веществ.
Размер платы за загрязнение определяется в том числе, с учетом площади территории, на которой формируется загрязненный сток.
По смыслу законодательства об охране окружающей природной среды, те территории, которые не используются в деятельности предприятия, либо используются, но не участвуют в формировании стока, при расчете платы за загрязнение окружающей среды не должны приниматься во внимание.
С учетом изложенного, по нашему мнению, площадь здания не должна учитываться при определении площади территории, на которой формируется загрязненный сток.
В соответствии с пунктом 3.1.2 Методических указаний, площади водонепроницаемых покрытий (дороги, площадки и т.п.) и общая площадь территории природопользователя, на которой формируется загрязненный поверхностный сток, определяются по данным генерального плана землеустройства, а при его отсутствии - по данным формы статистической отчетности N 22 "Отчет об использовании земель", утв. Постановлением Госкомстата от 27.08.1998 N 90.
Между тем, Методические рекомендации не носят обязательного для общества характера, в связи с чем, определение размера территории, учитываемой исходя при определении сбора, на наш взгляд, возможно и исходя из данных заключенного договора аренды, либо исходя из любых иных данных свидетельствующих о площади используемой территории.
Косвенно, подтверждение данной позиции можно найти и в арбитражной практике. В частности, как указал ФАС Поволжского округа в Постановлении от 26.08.2008 по делу N А65-30407/07, Методические рекомендации носят лишь рекомендательный характер и предлагаемый ими расчетный путь определения количества загрязняющих веществ может быть использован если природопользователь не осуществляет соответствующий мониторинг, либо осуществляемый им мониторинг не позволяет определить все количество загрязняющих веществ.
Следует также отметить следующее.
Неорганизованный сброс загрязняющих веществ осуществляется на основании разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России (пункт 1.3 Методических указаний). В случае отсутствия данного разрешения, платеж за загрязнение окружающей среды должен рассчитываться самим природопользователем, при этом размер платы за него рассчитывается как для условий сверхлимитного сброса.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах лимитов и умножение соответствующих сумм на пятикратный повышающий коэффициент*(2).
Как следует из устных пояснений, такое разрешение Организацией не было получено. Соответственно, плата за загрязнение как в случае исчисления ее Обществом, так и в случае ее исчисления специалистами Ростехнадзора (при обнаружении фактов загрязнения окружающей природной среды), будет определяться с учетом пятикратного повышающего коэффициента.

Вывод:
При определении площади территорий, участвующих в формировании загрязненного стока, Общество вправе учитывать любые данные, свидетельствующие об использовании соответствующих территорий, в том числе, данные генерального плана землеустройства, договора аренды и т.п.

15 апреля 2009 г.

ООО "Аудит-новые технологии", апрель 2009 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утв. Председателем Государственного комитета РФ по охране окружающей природной среды 29.12.1998 г.
*(2) Пункты 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.08.1992 N 632.


Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
Также вам будет интересно узнать:


Реклама от Google
Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная