Организация арендует офисное здание, и, в свою очередь, сдает помещения в нем в субаренду другим организациям. В процессе деятельности как самой организации-арендатора, так и субарендаторов образуются отходы, мусор (например, картон, офисная бумага, лампы и т.п.). Контейнеры, в которые выносится мусор, расположены на земельном участке, прилегающем к арендуемому зданию. Земельный участок находится у организации-арендодателя на праве аренды согласно договору, заключенному с Департаментом земельных ресурсов г. Москвы. В то же время, у организации-арендодателя заключен договор на вывоз отходов со специализированной организацией. Кто является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды, при условии, что в договоре аренды здания вопрос о собственнике отходов не решен?

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды и ее предельных размеров, а также нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок) и постановлением Правительства от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344).
В соответствии с п. 1 Порядка платить за негативное воздействие на окружающую среду должны предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.
В рассматриваемом случае речь идет об оказании организациями (как арендодателем, так и арендатором) негативного воздействия на окружающую среду путем размещения отходов производства и потребления (картона, офисной бумаги, ламп и т.п.). Так как согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.02.2007 N 04-09/169 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", специалисты обратили внимание на то, что в отношении отходов, образованных арендатором, приоритетным для целей определения плательщика платы за загрязнение окружающей среды является вопрос определения лица, являющегося собственником отходов. Вопрос возникновения права собственности на образованные арендатором отходы специально не регулируется гражданским законодательством. В то же время, вопрос собственности на отходы может быть оговорен в договоре аренды между сторонами.
Если же такой вопрос не урегулирован в договоре аренды между сторонами (как в Вашем случае), то следует руководствоваться Законом N 89-ФЗ.
Пунктом 1 ст. 4 Закона N 89-ФЗ установлено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 89-ФЗ, право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
А в случае, если отходы, согласно п. 4 ст. 4 Закона N 89-ФЗ, брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, брошенные арендатором отходы, например, оставленные в мусорном контейнере арендодателя, могут стать собственностью последнего.
При этом арендодатель вправе самостоятельно исполнять обязанности плательщика и соответственно самостоятельно производить расчет платы, прописав такие отношения в договоре аренды либо обратив данные отходы в собственность, или иным способом, предусмотренным действующим законодательством, осуществляя размещение от своего имени и за свой счет. В этом случае организация-арендатор не будет являться организацией, размещающей отходы, а, следовательно, у нее не возникает обязанность по уплате взносов за негативное воздействие на окружающую среду (при условии, что иных негативных воздействий на окружающую среду не оказывается).
Вывод о том, что плата может уплачиваться арендодателем, если он обращает отходы в собственность, либо такое условие оговорено в договоре аренды, содержится и в письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.02.2007 N 04-09/170.
Считаем, что этот вопрос арендатору все-таки следует обсудить (согласовать) с арендодателем во избежание возникновения каких-либо разногласий по вопросу об определении собственника отходов. А принятое сторонами решение (например, о том, что отходы организации-арендатора передаются для вывоза и размещения арендодателю (то есть, отходы арендатора выбрасываются в контейнеры арендодателя), у которого заключен договор непосредственно со специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию, на вывоз и размещение отходов) прописать, например, в дополнительном соглашении к договору аренды (субаренды).
Отметим, что рекомендация по отражению условий о переходе права собственности на отходы в договорах аренды помещения в целях однозначного решения вопроса об определении собственника отходов содержится и в одном из последних писем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.08.2007 N 04-18/1038.
Считаем, что рассмотренный нами порядок распространяется также и на взаимоотношения, возникающие по договору субаренды. Согласно заключенных договоров (дополнительных соглашений к ним) субарендаторы свои отходы будут передавать субарендодателю, который, в свою очередь, в договоре с арендодателем передает их последнему.
В отношении арендодателя отметим, что он не будет являться плательщиком рассматриваемых платежей в случае, если договором, заключенным им со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами, предусмотрено, что размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица последней (т.е. предусмотрен переход права собственности на отходы к специализированной организации). В этом случае именно специализированная организация будет являться плательщиком платы за загрязнение окружающей среды в отношении всего объема размещаемых отходов. Такой вывод содержится в письмах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.04.2007 N 04-09/455 и от 23.12.2005 N СС-47/145.
В заключении хотим обратить внимание на наличие письма УФНС РФ по г. Москве от 28.06.2007 N 20-12/060976, в котором говорится о порядке признания в составе расходов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ) организацией-арендодателем платы за негативное воздействие на окружающую среду, если деятельность, связанную с природопользованием, осуществляет арендатор. В нем сделан вывод о том, что плательщиком "экологических платежей" является природопользователь. Поэтому арендодатель, не являющийся природопользователем и не загрязняющий окружающую среду, плательщиком не признается и не вправе учитывать эти платежи за организацию-арендатора.
Однако, учитывая вышеизложенное, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая является администратором платы за негативное воздействие на окружающую природную среду (осуществляет функции по контролю за правильностью начисления, своевременностью и полнотой внесения платы) придерживается иного мнения. А это значит, что ситуации, когда арендодатель на законных основаниях обязан перечислять (и признавать при налогообложении плату за негативное воздействие на окружающую среду) в отношении отходов, образованных арендатором, возможны.
Вывод:
Организация-арендатор не будет являться организацией, размещающей отходы, только в случае, если согласует с организацией-арендодателем (и отразит в договоре аренды) тот факт, что ее отходы передаются для вывоза и размещения арендодателю (выбрасываются в контейнеры арендодателя), или заключит договор непосредственно со специализированной организацией на вывоз и размещение отходов.
В иных случаях, у организации-арендатора возникает обязанность по уплате платежей за размещение отходов, собственником которых она является.
Организация-арендодатель не будет уплачивать платежи за загрязнение окружающей среды в отношении всего объема размещаемых отходов только в том случае, если договором на вывоз отходов предусмотрено их размещение от лица специализированной организации (стороны по договору).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Гузева Марина

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
аудитор Мельникова Елена

30 июля 2008 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
Также вам будет интересно узнать:


Реклама от Google
Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная