Какой порядок предоставления льгот по уплате земельного налога на федеральном и местном уровнях?

На федеральном уровне предоставляются льготы юридическим лицам по земельному налогу в виде полного освобождения от налогообложения.
В соответствии со ст. 395 НК РФ освобождаются от уплаты земельного налога организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России по земельным участкам, которые предоставлены им для выполнения возложенных на них функций. Кроме того, по землям, перечисленным в ст. 395 Кодекса, от налогообложения освобождаются:
религиозные организации;
организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
общероссийские общественные организации инвалидов (с численностью инвалидов или их законных представителей не менее 80%);
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов;
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов;
организации народных художественных промыслов;
общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
организации-резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.
Что касается физических лиц, налоговые льготы в виде полного освобождения от уплаты земельного налога предоставляются на основании ст. 395 НК РФ, лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Нормативными актами представительных органов муниципальных образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга) устанавливаются льготы:
предоставляемые в виде не облагаемой налогом суммы;
уменьшающие исчисленную сумму налога и в виде снижения налоговой ставки;
в виде не облагаемой площади земельного участка;
в виде освобождения от налогообложения.
По земельному участку, отнесенному к определенной категории земель, может предоставляться несколько льгот.
Если право на льготу возникло или прекратилось в течение налогового (отчетного) периода, исчисляется сумма земельного налога или авансового платежа в отношении "льготного" участка с учетом коэффициента использования льготы. Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствовала налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
Так, если юридическое лицо освобождалось от уплаты земельного налога, а с апреля 2008 г. утратило право на указанную льготу, то при условии, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января текущего года составляла 25 000 000 руб., а налоговая ставка была установлена в размере 1,2%, сумма земельного налога за 2008 г. составит: 25 000 000 руб. х 1,2% х 0,75 (9 мес. : 12 мес.) = 225 000 руб.
Кроме того, на федеральном уровне в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении категорий налогоплательщиков, определенных в п. 5 ст. 391 Кодекса.
Таким образом, если налогоплательщику, относящемуся к одной из категорий, определенных в п. 5 ст. 391 НК РФ, принадлежит несколько земельных участков, находящихся на территории одного муниципального образования, то при исчислении земельного налога налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. только по одному из участков. При этом налогоплательщик должен самостоятельно определить, в отношении какого земельного участка налоговая база будет уменьшена, оповестив об этом налоговый орган по месту нахождения участка путем подачи заявления вместе с документами, подтверждающими право на уменьшение в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 391 НК РФ.
Если налогоплательщик, обладающий правом на льготу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, имеет по одному земельному участку в нескольких муниципальных образованиях, то уменьшение налоговой базы осуществляется в отношении каждого из этих участков.
В случае когда земельный участок находится в общей долевой собственности, согласно п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Поэтому по данному земельному участку уменьшение на не облагаемую налогом сумму применяется только к налоговой базе, приходящейся на долю земельного участка, которая принадлежит налогоплательщику, имеющему право на уменьшение налоговой базы в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.
В отношении льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленной органами муниципальных образований (органами власти городов Москвы и Санкт-Петербурга), следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом законодательно не определено, что налоговая льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленная представительными органами муниципальных образований (органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга), может применяться при исчислении земельного налога только в отношении одного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику и расположенного на территории соответствующего муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга).
При установлении представительным органом муниципального образования для категорий налогоплательщиков, предусмотренных п. 5 ст. 391 НК РФ, дополнительной налоговой льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, распространяемой на все земельные участки, принадлежащие налогоплательщику и находящиеся на территории муниципального образования, положение указанного пункта применяется только в отношении одного из этих земельных участков, определяемого по усмотрению налогоплательщика.

Т. Добринова,
советник государственной налоговой службы
Российской Федерации 3 класса

15 мая 2008 г.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 20, май 2008 г.


Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
















Также вам будет интересно узнать:

Реклама от Google

Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная