Вопросы и ответы

На вопросы читателей по налоговому законодательству отвечает советник Аналитического управления ФАС России кандидат юридических наук Н.В. Герасименко.

Как правильно рассчитать земельный налог, если мой участок расположен на территории нескольких муниципальных образований?
Как следует из статьи 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Согласно статье 389 Главы 31 "Земельный налог" НК РФ объектом налогообложения данным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в том числе городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. При этом налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 390, 391 НК РФ).
Однако устанавливая административные границы муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 8 ноября 2007 г.), законодатель не учитывал кадастровое деление территорий Российской Федерации. В результате чего возникла ситуация, когда земельные участки стали разделяться соответствующими границами на несколько частей. В настоящее время НК РФ регулирует данный вопрос. Так, с 1 января 2008 г. вступил в силу абзац 2 пункта 1 ст. 391 НК РФ, согласно которому налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию. Налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования, определяется как доля кадастровой стоимости земельного участка, пропорциональная доли площади, занимаемой земельным участком, на территории муниципального образования.
При исчислении земельного налога в отношении участка, расположенного на территориях нескольких муниципальных образований, налоговые органы руководствуются официальными разъяснениями, которые содержатся в письме Министерства финансов РФ от 27 декабря 2005 г. N 03-06-02-02/108 (письмо ФНС России от 31 января 2006 г. N ГИ-6-21/103). В нем указано, что для такого земельного участка земельный налог исчисляется отдельно в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования.
Сумма земельного налога должна определяться как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная площадь земельного участка. Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального образования.

Можно ли использовать при расчете единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности показатели корректирующего коэффициента К2 за прошлый год, если органы местного самоуправления не утвердили показатели данного коэффициента на очередной год?
В соответствии со статьей 346.27 главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ К2 является корректирующим коэффициентом базовой доходности, учитывающим совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.
На основании пунктов 6 и 7 ст. 346.29 НК РФ корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 Кодекса.
При этом в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2 устанавливается как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода. А значения коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Следует отметить, что в письме Министерства финансов от 30 ноября 2006 г. N 03-11-04/3/515 налогоплательщикам было запрещено применять показатели коэффициента К2 за предшествующий период, если нормативный акт органа местного самоуправления не вступил в силу либо отсутствовал. Так, в письме отмечается, что если в нормативном правовом акте представительного органа муниципального района, городского округа, законах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 установлены только на 2006 календарный год, указанные значения могут применяться только в данном календарном году. В случае если значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 на 2007 календарный год не установлены, то в данном календарном году применяются значения К2, равные 1.
На сегодняшний день для налогоплательщиков действуют правила, установленные в пункте 7 ст. 346.29 НК РФ (вступили в силу с 1 января 2007 г.), расширяющие их права при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Если нормативный правовой акт представительного органа муниципального района, городского округа либо закон города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга о внесении изменений в действующие значения корректирующего коэффициента K2 не был принят до начала следующего календарного года, и (или) не вступили в силу в установленном НК РФ порядке с начала следующего календарного года, то в следующем календарном году продолжают действовать значения корректирующего коэффициента K2 предыдущего календарного года.

Правомерно ли привлечение организации гостиничного бизнеса к ответственности по статье 14.4 КоАП РФ в случае использования этой организацией модели контрольно-кассовой машины, не предусмотренной к применению в сфере гостиничных услуг?
Статья 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение административной ответственности в виде штрафа на лиц (в том числе юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей), совершивших правонарушения в виде продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ККМ).
В соответствии с положениями статьей 2 и 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт" данная техника подлежит обязательному применению на территории Российской Федерации всеми организациями и индивидуальными предпринимателями:
- во-первых, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;
- во-вторых, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны использовать:
- исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке;
- зарегистрированную в налоговых органах;
- обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
Кроме того, в организациях допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые допущены к использованию в соответствии с Классификатором контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (приложение N 1 к письму Госналогслужбы России от 5 февраля 1998 г. N ВК-6-16/84).
Из содержания Федерального закона N 54-ФЗ и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" следует, что ответственность за осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники может наступить при наличии ряда нарушений в соответствии с которыми ККМ должна использоваться: а) без фискальной (контрольной) памяти; б) с фискальной памятью в нефискальном режиме или в) с вышедшим из строя блоком фискальной памяти. По мнению представителей судейского корпуса, использование контрольно-кассовой техники модели, не предусмотренной к применению в сфере гостиничных услуг Классификатором контрольно-кассовых машин, но зарегистрированной в налоговом органе, не влияет на соблюдение фискального режима, сохранность и достоверность фискальных данных. Поэтому эксплуатация соответствующих моделей не образует состав административного правонарушения, установленного статьей 14.5 КоАП, (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 июля 2007 г. N Ф08-4578/2007-1804А).

Вправе ли налогоплательщик единого налога на вмененный доход самостоятельно скорректировать используемые им показатели коэффициента К2 в случае, когда часть комнат гостиницы не использовалась в течение определенного периода времени ввиду отсутствия клиентов?
В соответствии со статьей 346.27 гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ К2 является корректирующим коэффициентом базовой доходности, учитывающим совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.
С 1 января 2008 г. из определения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 исключен такой фактор, как "фактический период времени осуществления деятельности". Однако продолжает действовать норма, предусмотренная пунктом 6 ст. 346.29 НК РФ, согласно которой значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние вышеназванных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется налогоплательщиком с учетом фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с данной нормой коэффициент К2 представляет собой отношений количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.
Как указано в письме Министерства финансов РФ от 14 августа 2007 г. N 03-11-02/230 "О применении отдельных положений глав 26.1, 26.2, 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации", фактический период времени осуществления предпринимательской деятельности необходимо определять с учетом таких факторов, как режим работы и сезонность, если они не учтены в качестве особенностей ведения предпринимательской деятельности при определении корректирующего коэффициента базовой доходности К2. Это означает, что если, например, такая особенность ведения предпринимательской деятельности, как режим работы или сезонность, при определении корректирующего коэффициента базовой доходности К2 учтена (установлены значения соответствующих подкоэффициентов), то при определении фактического периода времени ведения деятельности данная особенность не учитывается.
На основании пунктов 6 и 7 ст. 346.29 НК РФ корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 Кодекса.
В письме Министерства финансов РФ от 26 сентября 2006 г. N 03-11-04/422 также содержатся разъяснения о том, что налогоплательщики при расчете единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию (организация или индивидуальный предприниматель) вправе самостоятельно скорректировать используемое ими единое значение коэффициента К2 на значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в течение налогового периода, определяемое как среднеарифметическое величин, полученных в результате соотношения таких показателей, как количество календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение каждого календарного месяца налогового периода, к количеству календарных дней в данных календарных месяцах налогового периода. При этом необходимо иметь в виду, что указанная корректировка возможна только в том случае, если в какие-то дни или в течение месяца гостиница была полностью закрыта, например по причине ремонта, или же если в гостинице в течение определенного периода времени не был занят ни один номер. Отсутствие ведения предпринимательской деятельности в такие дни налогоплательщик должен подтвердить документально.
Однако частичная заполненность номеров в гостинице к таким причинам не относится, так как данный факт нельзя признать отсутствием ведения предпринимательской деятельности. Если номера гостиницы частично не используются в течение определенного периода времени по причине отсутствия клиентов, то при расчете единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию налогоплательщик не вправе производить указанную выше корректировку. Он должен исчислять сумму данного налога исходя из общей площади всех гостиничных номеров независимо от количества занятых номеров.

Н.В. Герасименко,
советник Аналитического управления ФАС России,
кандидат юридических наук

"Адвокат", N 4, апрель 2008 г.


Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
Также вам будет интересно узнать:


Реклама от Google
Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная