ФГУП осуществляется подготовка документов (передаточного акта, промежуточного бухгалтерского баланса) к приватизации - преобразованию унитарного предприятия в открытое акционерное общество. ФГУП на праве хозяйственного ведения принадлежат здания, к которым возведены пристройки без получения каких-либо разрешений и согласований с соответствующими органами. В настоящий момент у ФГУП отсутствуют новые технические паспорта на здания, также не внесены соответствующие изменения в реестр федерального имущества, в ЕГРПН.
Вправе ли ФГУП в процессе подготовки к приватизации отразить в передаточном акте и промежуточном бухгалтерском балансе сведения о зданиях с учетом пристроек без внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества, ЕГРПН?

Прежде всего, напомним, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 113 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (далее - Закон N 178-ФЗ) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (далее - федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 13 Закона N 178-ФЗ преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) устанавливает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРПН).
В ст. 17 Закона N 122-ФЗ указаны основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в число которых входят акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. при этом во всех случаях обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.
Таким образом, преобразование ФГУП в ОАО влечет переход права собственности на недвижимое имущество ФГУП и подлежит государственной регистрации в ЕГРПН. При этом в ЕГРПН могут содержаться только те сведения о недвижимом имуществе (его описание), которые содержатся в кадастровом паспорте.
Что касается реестра федерального имущества.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 было утверждено Положение об учете федерального имущества (далее - Положение).
Пункт 2 Положения установил, что "правообладатель" - федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти, федеральное государственное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.
В соответствии с п. 3 Положения объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество, в том числе недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
При изменении сведений об объекте учета, правообладатель в 2-недельный срок со дня получения изменений представляет в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новых сведений об объекте учета, включающих новые сведения о соответствующих лицах:
- запись об изменениях сведений об объекте учета согласно установленной формы;
- копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета, заверенные надлежащим образом (п. 15 Положения).
Необходимо учитывать, что согласно разъяснению ВАС РФ, изложенному в п. 3 постановления Пленума от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" выписка из территориальной государственной базы данных реестра федерального имущества является документом, подтверждающим право федеральной собственности.
Относительно необходимых документов (промежуточный баланс, передаточный акт).
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 178-ФЗ состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование.
Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия - сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.
Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.
Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия определяется как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия (п. 2 ст. 11 Закона N 178-ФЗ).
Минимущество РФ разъяснило порядок приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий письмом от 06.06.2002 N АБ-2/10099 (далее - Письмо).
В соответствии с п. 7 Письма инвентаризация имущества и обязательств ФГУП осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).
Согласно п. 3.2 Методических указаний при инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При выявлении объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др. (п. 3.3. Методических указаний).
В соответствии с п. 12 Письма с целью проверки полноты и правильности представленного промежуточного баланса ФГУП соответственно Минимущество России или территориальный орган могут привлечь уполномоченную Минимуществом России аудиторскую организацию.
Если аудитором будут установлены нарушения при составлении промежуточного баланса, то соответственно Минимущество России или территориальный орган организует проверку расхождений в документах, представленных ФГУП и аудитором.
По результатам проверки соответственно Минимущество России или территориальный орган составляет акт, на основании которого соответствующие изменения вносятся в учетные данные ФГУП (п. 13 Письма).
Необходимо также отметить, что непредставление ФГУП соответствующих правоустанавливающих документов на объекты недвижимости является основанием для отказа во включении данных объектов в передаточный акт (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.02.2008 N Ф08-366/08).
Вывод:
По нашему мнению, отражение в передаточном акте и промежуточном бухгалтерском балансе данных по пристройкам к зданиям без их соответствующей регистрации в реестре федерального имущества и ЕГРПН будет являться неправомерным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

26 ноября 2008 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
Также вам будет интересно узнать:


Реклама от Google
Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная