Организация-подрядчик по земляным работам в строительстве (применяет общую систему налогообложения) имеем одно основное средство - экскаватор, полученный по договору лизинга, и два арендованных у физического лица по договору аренды транспортного средства без экипажа - бульдозер и автосамосвал. Также организация арендует помещение для ремонта.
Является ли организация плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду?

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы определяются федеральными законами. Согласно ст. 1 Закона 7-ФЗ загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Для определения пределов и степени негативного воздействия применяются нормативы допустимого воздействия, нормативы и лимиты допустимых выбросов и сбросов, нормативы предельно-допустимых концентраций. Все они связаны с конечной целью введения ограничений - с сохранением и поддержанием качества окружающей среды, ее благоприятного состояния.
Порядок расчета и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определен постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок определения платы N 632). Нормативы платы указаны в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее - постановление N 344).
Пунктом 1 Порядка установлено, что его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Взимание платы предусматривается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
То есть обязанность по внесению платы определяется не статусом хозяйствующего субъекта, а ведением им деятельности, влекущей за собой негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия. Такие платежи относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке.
То есть плательщиком экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду является организация-природопользователь, осуществляющая, в том числе хозяйственную деятельность, приводящую к загрязнению окружающей среды.
Транспортные средства относятся к передвижным объектам негативного воздействия на окружающую среду. Следовательно, плательщиками экологических платежей являются организации фактически эксплуатирующие транспортные средства и оказывающие тем самым негативное воздействие на окружающую среду, включая организации, получившие автомобиль в лизинг или в аренду (п. 11 приказа Ростехнадзора N 626, письма Ростехнадзора от 15.05.2008 N 04-09/712, МНС РФ от 31.10.2001 N ВТ-6-21/833 "О платежах за загрязнение окружающей природной среды").
Обращаем Ваше внимание, что согласно ст.ст. 636-646 ГК РФ арендатор по договору аренды транспортного средства с экипажем и договору аренды транспортного средства без экипажа несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства. Такие же расходы осуществляет и лизингополучатель. Что находит отражение в бухгалтерском и налоговом учете в виде операций по списанию расхода топлива, заполнения путевых листов.
Таким образом, используя транспорт, Вы осуществляете хозяйственную деятельность, приводящую к загрязнению окружающей среды, следовательно, являетесь плательщиками экологических платежей.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 14 Закона N 96-ФЗ порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В настоящее время такой порядок не разработан ни Ростехнадзором, ни федеральными органами власти, отвечающими за охрану окружающей среды. Поэтому, на наш взгляд, специального разрешения на выбросы передвижными источниками получать не нужно.
В качестве разрешения организация, эксплуатирующая транспортное средство, может предъявить талон о прохождении государственного технического осмотра ТС (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.01.2004 N Ф08-5421/2003-2090А).
Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов (п. 4 ст. 17 Закона N 96-ФЗ).
Согласно Порядку проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 880, проверка технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в рамках государственного технического осмотра. Указанным Порядком также установлена периодичность проведения такого осмотра.
При превышении технических нормативов выбросов дополнительный повышающий пятикратный коэффициент за сверхлимитные выбросы к нормативам платы не применяется (п. 5, п. 6 Порядка определения платы N 632), а запрещается эксплуатация транспортного средства запрещается (ст. 17 Закона N 96-ФЗ) в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 N 847. Аналогичные разъяснения дает Ростехнадзор в письме от 04.09.2007 N 04-09/1242.
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок ее заполнения и представления утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 (далее - приказ "О форме расчета").
Плательщик заполняет расчет самостоятельно либо вправе для заполнения формы расчета платы по своему усмотрению воспользоваться услугами любой специализированной организации.
Расчеты, а также оплата экологических платежей осуществляется в территориальные Управления Ростехнадзора, которые осуществляют полномочия администратора.
В приложении 2 Приказа "О форме расчета" даны подробные комментарии по заполнению указанной формы. Для расчета платы необходимо знать следующие показатели:
- израсходованное количество топлива;
- норматив платы за выброс в атмосферу;
- различные корректирующие коэффициенты.
Чтобы рассчитать плату, не нужно производить замеры концентрации вредных веществ содержащихся в их выхлопных газах транспортных средств (постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.01.2008 N А21-3114/2007). Для расчета платежа необходимо определить вид и количество израсходованного топлива (п. 26 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2007 N 626 "Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух" (далее - приказ Ростехнадзора N 626). Это делается на основании путевых листов. Причем сведения, на которых основан расчет платы, могут быть приложены к нему для подтверждения достоверности (п. 36 приказа Ростехнадзора N 626). В обязательном порядке такого рода документы должны быть представлены плательщиком в территориальный орган Ростехнадзора по требованию, выставленному надзорным органом в соответствии с п. 6.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках осуществления контрольных мероприятий по правильности исчисления, полноте и своевременности внесения платы (в частности, при проведении камеральной проверки представленного расчета платы) (п. 2 письма Ростехнадзора от 04.06.2007 N 04-09/673).
Заметим, даже если предприятие простаивает или его деятельность приостановлена, но при этом автомобили эксплуатируются (что находит отражение в бухгалтерском учете в виде операций по списанию расхода топлива, заполнения путевых листов), то обязанность по внесению платы за выбросы не прекращается (п. 12 приказа Ростехнадзора N 626).
Обращаем внимание, тарифы расчета установлены в рублях за тонну или тысячу кубических метров, а в путевых листах, как правило, указывают литры. Для перевода литров в тонны необходимо знать плотность топлива. Информацию о плотности топлива Вы можете узнать у поставщика (из накладной на отпуск нефтепродуктов), а также в территориальном отделении Ростехнадзора. Также Вы вправе воспользоваться средними показателями плотности, указанными в приказе Ростехнадзора N 626:
для А-76 (АИ-80) - 0,715 г/куб. см.;
для АИ-92 - 0,735 г/куб. см.;
для АИ-95 - 0,750 г/куб. см.;
для АИ-98 - 0,765 г/куб. см. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными и стационарными источниками, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее - постановление N 344). Согласно этому постановлению нормативы устанавливаются в зависимости от используемого вида топлива (за единицу измерения):
для неэтилированного бензина - 1,3;
для дизельного топлива - 2,5;
для керосина - 2,5;
для сжатого природного газа - 0,7;
и сжиженного газа - 0,9. К нормативам необходимо применить:
- коэффициент экологической значимости (в соответствии с приложением 2 к постановлению N 344)
- дополнительные коэффициенты. Коэффициент 2 - для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (п. 2 постановления N 344). Для остальных территорий применяется коэффициент 1.
- коэффициент 1,2 - при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов (приложение 2 к постановлению N 344).
- коэффициент инфляции (устанавливается Федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год). Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2008 году с коэффициентом соответственно 1,48 и 1,21.
Плату за негативное воздействие необходимо вносить не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557). Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

Вывод:
Таким образом, при наличии договорных отношений, предметом которых является аренда или лизинг транспортного средства, плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду будет являться лицо, фактически эксплуатирующее транспортное средство и оказывающее тем самым негативное воздействие. Расчет по платежам и оплата производится в территориальные органы Ростехнадзора.

Рекомендуем дополнительно ознакомится с материалами, размещенными в системе ГАРАНТ:
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду и офисный бизнес (М.С. Мухин, налоговый консультант, Санкт-Петербург, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2008 г.);
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду (Ж.И. Новикова, эксперт журнала "Российский налоговый курьер", "Российский налоговый курьер", N 5, март 2008 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер Сергеева Вероника

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
аудитор Горностаев Вячеслав

24 октября 2008 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
















Также вам будет интересно узнать:

Реклама от Google

Счетчики:
Rambler's Top100
Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная