ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Состояние гостиничного рынка в столице: реалии и перспективы

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что столица нашей страны перенасыщена большим количеством отелей и хостелов. Такое увеличение номерного фонда, конечно, связано с ажиотажем в преддверии проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 г., когда планируется колоссальная загрузка отелей как болельщиками, так и самими командами, техническим персоналом и представителями масс-медиа, которые будут освещать спортивные события.
Официальный поставщик от ФИФА заблаговременно приступил к заключению контрактов с отелями. При этом до сих пор ни у кого нет точного понимания, каков будет реальный процент загрузки и что действительно нас ожидает. В первую очередь неопределенность связана с геополитической ситуацией в мире. В 2015 г. санкции дали о себе знать: поток туристов и корпоративных клиентов из Европы заметно снизился. Данное сокращение вынудило снижать цены даже именитых пятизвездочных отелей, чтобы хоть как-то обеспечить загрузку отелей.
К 2016 г. ситуация начала выравниваться за счет традиционно большого количества туристов из Китая: количество туристов из Поднебесной в разы увеличилось за счет привлекательности нашей страны и упрощенной формы получения визы для граждан из КНР. Стоит отметить, что гостей из Китая традиционно было много в Москве, и исторически так сложилось, что определенные отели для получения такого большого куска туристического пирога заложили очень низкие тарифы для поставщиков из Китая. В связи с этим другим отельерам не оставалось ничего другого, как идти на поводу у поставщиков и предлагать низкие тарифы на проживание, поскольку заказчики уже были избалованы низкими ценами.
В 2016 г. ситуация для отельеров изменилась в лучшую сторону: благодаря значительному потоку туристов из КНР (отели, традиционно размещающие китайских гостей, уже не могли принимать все группы на запрашиваемые даты) и увеличению качественных запросов самих клиентов (предпочтения отдаются отелям уровня не ниже 4 звезд) отельеры, наконец, смогли понемногу увеличивать тарифы.
В 2017 г. планируется увеличение потока туристов из дружественной нам страны, также в 2016 г. был заметен значительный рост туристов из Ирана, Кореи и Таиланда. По Европе традиционно самое большое количество туристов из Германии, но в любом случае количество туристов-европейцев просто меркнет по сравнению с гостями из Азии.
Несмотря на то что на гостиничном рынке вариантов размещения хватает с избытком, все средства размещения настроены главным образом под определенный сегмент клиентов и поставщиков. Поэтому отелям, которые могут соответствовать запросам сразу нескольких сегментов, крупно повезло, поскольку они выделяются на рынке.

Структура спроса на современном гостиничном рынке России

Клиентов отелей можно распределить на следующие основные сегменты:
- туристические группы, направляемые туроператорами, это могут быть группы разовые или же несколько групп в течение календарного года. Данные клиенты интересны отелям с вместительным номерным фондом, но за такой объем приходится платить существенным уменьшением стоимости для поставщиков. Особенно выделяются группы туристов из Китая, о которых мы говорили выше;
- корпоранты или компании, размещающие своих сотрудников. Объем от таких клиентов не очень большой, но зато стоимость может быть довольна высокой плюс престиж и рекомендации для отеля не будут лишними после работы с крупными корпорациями. Как правило, клиенты из данного сегмента предпочитают работать с сетевыми отелями;
- MICE (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) - область делового туризма, которая связана с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий. Традиционно во всем мире сложилось, что на территории отелей есть конференц-залы или конгресс-центры. MICE-мероприятие является весьма лакомым куском для отеля, т.к. может задействовать ряд услуг отеля, которые приносят наибольший доход: проживание, конференц-залы и ресторанная служба;
- туристы-индивидуалы, которые бронируют номера напрямую или через посредников. В данном сегменте заинтересованы все отельеры, но, к сожалению, не всем отелям будет достаточно присутствия в данном сегменте, чтобы обеспечить высокую загрузку и доходность.
Отельерам, которые хотят выжить в условиях высокой конкуренции, на наш взгляд, стоит четко понимать, на какого клиента они ориентируются. Если возможности им позволяют, то необходимо обеспечить традиционный для отелей перечень дополнительных услуг: таких как конференц-залы, рестораны с банкетными залами для проведения торжественных мероприятий и трансфер. Наличие у отеля ресурсов для обеспечения клиентов целым комплексом услуг делает возможным получение максимального дохода, т.к. часто при проведении больших MICE-мероприятий необходимы конференц-залы, организация питания и трансфер.

Основные игроки на гостиничном рынке России

Гостиничный рынок без привязки к звездности можно распределить на следующие основные типы отелей, которые привлекательны для тех или иных клиентов:
- сетевые отели. Отели от 4 до 5 звезд с мировым именем (Marriot, Radisson, Hilton, Holiday inn), которые зарекомендовали себя брендом, который для многих поставщиков и клиентов равен знаку качества. Преимущества таких отелей - расположенность в центре или вблизи к центру Москвы. У отелей такого уровня, как правило, средний по величине номерной фонд. Особенности расположения и возможность оказания традиционных для гостиниц услуг (проживание, конференц-услуги, банкеты) позволяет стабильно поддерживать высокую загрузку и экспериментировать с ценообразованием для получения наиболее высокого RevPar (Revenue Per Available Room), т.е. показателя эффективности и доходности отеля. Нередко бывали случаи, что во время низкого сезона известные 5-звездочные отели опускали цены до уровня трехзвездочных гостиниц только лишь бы заполучить клиента;
- luxury отели. Сюда относятся отели премиум-класса (Ritz-Carlton, Four Seasons, Hyatt) Это не просто пятизвездочные отели, а роскошные отели премиум-класса, рассчитанные на состоятельных клиентов. Как правило, такие отели располагаются в самом центре города, часто используются для размещения знаменитостей и лиц первой величины. В данных отелях сильная служба безопасности, а персонал уже приучен обеспечивать анонимность проживания публичных фигур;
- отели с большим номерным фондом (туристические гостиничные комплексы "Измайлово", "Космос", "Салют", "Аструс").
Это отели, как правило, с весьма вместительным номерным фондом: от 700 и выше номеров - наследие советской эпохи и XXII-летней Олимпиады 1980 г. Данным гостиницам работать в целом сложнее, чем сетевым отелям. Это связано с тем, что им приходится преодолевать ряд трудностей: удаленность от центра, не развитая инфраструктура в районе отеля и морально и материально устаревшие фасады зданий самих отелей. Как правило, такие отели проводят реновацию номеров и публичных зон, активно стараются задействовать все свои ресурсы для того, чтобы привлечь клиентов из всех сегментов. Иначе в условиях конкурентной среды обеспечить загрузку и доход отеля с большим номерным фондом не представляется возможным;
- хостелы. Мода на хостелы началась с 2012 г. Столица готова принимать туристов с самым разным достатком, и ввиду того, что хостелы оказывают "упрощенные" услуги по размещению гостей, были ужесточены требования к средствам размещения такого типа. Хостелы ориентированы главным образом на туристов-индивидуалов из-за своих небольших возможностей.
Это основные игроки на гостиничном рынке, каждый со своей спецификой, достоинствами и недостатками.

Отличие в управлении большим и средним отелем

Как выше мы уже отметили, отелям с большим номерным фондом приходится сложнее не просто потому, что номерной фонд у них сам по себе большой, но и потому что они имеют специфическую территориальную расположенность и почтенный возраст. Чтобы загрузить данные отели, приходится работать и привлекать клиентов по всем сегментам, а также проявлять максимальную гибкость в ценообразовании.
У таких отелей в силу своего расположения могут возникнуть так называемые ситуативные или свои уникальные сегменты. Например, расположенность к аэропорту дает возможность отелю работать с авиакомпаниями с целью размещения пассажиров задержанных рейсов и экипажей. Отели с большим номерным фондом вынуждены чаще других отельеров проводить маркетинговые акции, динамично на ежедневной основе регулировать цены в зависимости от загрузки или количества запросов на те или иные даты размещения.
Таким отельерам приходится мириться с тем, что большая загрузка всегда будет сопровождаться не самым высоким средним тарифом за номер и не очень высокой доходностью на номер. Им необходимо работать над увеличением общего дохода, поскольку при большом номерном фонде номера должны приносить выручку, а не простаивать. Иным образом обстоит дело в отелях с не очень большим или средним номерным фондом (до 500 номеров), где первостепенной задачей является максимальная загрузка отеля по максимально высоким тарифам.

Как жить отелям после Чемпионата мира
по футболу в 2018 году?

Существует риск, что после завершения Чемпионата мира по футболу в 2018 г. гостиничный рынок окажется перенасыщенным еще больше. Многим новым отелям необходимо будет переориентироваться, чтобы выжить, серьезно увеличится борьба за определенные сегменты.
2018 год - время непростое для отельеров, мало того, что нужно пережить сам Чемпионат мира по футболу, так еще придется адаптироваться к его последствиям. Каждый отель должен найти свой основной сегмент, за счет которого он будет получать основную загрузку и доход, а также стремиться к присутствию в иных сегментах гостиничного рынка. Из главных плюсов для клиентов следует назвать повышение качества оказываемых услуг и удешевление их стоимости в связи с увеличением конкуренции на гостиничном рынке.
Книга моего коллеги, которую Вы держите в руках, является актуальным комплексным исследованием индустрии гостеприимства в нашей стране и позволит составить общее впечатление о правилах работы в ней и гарантиях защиты прав клиентов. Сама концепция книги построена на видении индустрии гостеприимства глазами ее участников - основных игроков и потребителей.

Д.В. Фомин
Руководитель Департамента продаж
АО "Туристский гостиничный комплекс "Салют"

Безымянная страница
Статьи и комментарии:
- Юридический справочник: долевая собственность
- Комментарий к ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов
- О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую
- Актуальные проблемы теории земельного права России: монография
- Жилищно-коммунальное хозяйство: 10 важных тем
- Строительство
- Самовольная постройка: исследование законодательства и практики Верховного Суда РФ: практическое пособие для судей
- Все об аренде: недвижимость, транспорт и другое имуществои
- Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости
- Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме
- Покупка квартиры в России: техника подбора, юридической проверки и проведения сделки: Монография"
- Недвижимое имущество: понятие и отдельные виды: Учебное пособие
- Индустрия гостеприимства в России
- Жилищный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. Путеводитель по судебной практике
- Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
- Собственник и социальный наниматель жилого помещения: сравнительный анализ гражданского и жилищно-правового статуса
- Как купить жилье: советы юриста
- Управляйте домом правильно: что нужно знать собственнику жилья
- Жилищные споры. Путеводитель по законодательству и судебной практике: Научно-практическое пособие
- Земельный участок и постройки: особенности владения, пользования и распоряжения
- Комментарий к новому закону "О государственном кадастре недвижимости".
- Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования.
- Справочник собственника и арендатора.
- Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
- Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
- Правовой режим недвижимого имущества
- Имущественный налоговый вычет.
- Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
- Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
- Правовой режим недвижимого имущества
- Вы покупаете квартиру. Все вопросы: от проекта до оформления прав собственности (2009г.)
- Капитальный ремонт, реконструкция, переустройство и перепланировка объектов недвижимости: юридические аспекты

Политика конфиденциальности
Copyright 2008 - 2018 гг. Help-Realty.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!