§ 4. Агрегаторы

Отдельное место на рынке гостеприимства занимают агрегаторы (от лат. aggregatio - накопление) - те, кто агрегируют, т.е. собирают, группируют объекты, формируя из них различные категории. Агрегаторы в своей деятельности используют различные платформы и программные комплексы, которые позволяют им собирать данные из различных информационных каналов и объединять их в один источник с целью предоставления возможности доступа к нему на определенных самим агрегатором условиях. Ценность сотрудничества с агрегаторами для отельеров состоит в увеличении объема реализуемых гостиничных услуг за счет получения отдельного канала продаж и дополнительной возможности продвигать свои продукты на рынке <37>.
--------------------------------
<37> Как показывает практика, новые ниши на рынках можно найти за счет внедрения новых технологий и методик ведения бизнеса, позволяющих предложить потребителям более качественный продукт, найти новые решения. К примеру, латвийская компания Twino, занимающаяся р2р-кредитованием, в скором времени в Европе может начать продажу кредитов, выданных российским заемщикам. Суть ее бизнеса такова, что она выдает кредиты, а затем продает их инвесторам, зарабатывая при этом на части процентных выплат. Ее выручка меньше в отличие от дохода, полученного в виде процентов в ходе обслуживания долга, зато выше обращаемость капитала при отсутствии риска дефолта со стороны заемщиков, который полностью переложен на инвесторов, купивших кредитный портфель. Как отмечают эксперты, действия латвийской компании - "...яркий пример того, как финтех-стартапы меняют традиционные модели способов заработка и отношений между участниками рынка" (Компания. 12.12.2016, N 46. С. 11). В скором времени, жизнь заимодавцев упростится за счет поправок во вторую часть ГК РФ, которые позволят выдавать займы коммерсантам как по модели реальных, так и консенсуальных договоров, которые считаются заключенными с момента его подписания, и передачи денег не требуется. Заимодавцы смогут оптимизировать договорный процесс и ускорить процедуру принятия решения об одобрении заявок на получение займов (проект N 47538-6/10 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.12.2016)).

Агрегаторы представляют собой особую группу посредников, которые сводят отельеров с клиентами на основе своей интернет-платформы, на которой предоставляются удобные сервисы бронирования. Агрегаторы не просто привлекают гостей за плату, они оказывают отдельную услугу, имеющую самостоятельную потребительскую ценность, доступ к программам и сервисам на сайте, где представлено множество самых разнообразных предложений в различных категориях и ценовых сегментах. Агрегаторы, строго говоря, и не ищут для гостиниц клиентов, те сами их находят в Интернете и используют для выбора конкретного средства размещения.
Именно по этой причине и считается, что агрегаторы оказывают свои самостоятельные услуги, за которые взимают вознаграждение. Агрегаторы собирают информацию о большом количестве предложений, устанавливая партнерские отношения с отельерами, а затем продают их услуги, зарабатывая на комиссиях. Они являются чем-то вроде службы "одного окна" для гостей за счет позиционирования гостиниц на своем сайте с возможностью выбора их услуг. Агрегаторы в любом случае являются посредниками, поскольку они сводят заказчиков с отельерами, зарабатывая на комиссиях, которые им выплачивают последние. Однако еще раз подчеркнем, что они не осуществляют поиск клиентов, а используют IT-решения, позволяющие клиентам самим находить агрегаторов.
На рынке гостиничного обслуживания центральное место занимает агрегатор BOOKING.COM, который предоставляет платформу, где отельеры могут выставлять свои услуги и иные продукты, а клиенты - осуществлять их бронирование и оплату. Данная компания является агрегатором, предоставляющим услуги бронирования, и в то же время посредником между клиентами и отельерами, собирает для последних платежи за гостиничные услуги и перечисляет им за вычетом комиссии. Доступ на сайте агрегатора к своей учетной записи и информации об услугах и их стоимости имеют сами отельеры, которые ее администрируют, поэтому агрегатор никакой ответственности за полноту и достоверность информации не несет.
Помимо BOOKING.COM на гостиничном рынке в достаточно большом количестве представлены и другие агрегаторы, назовем некоторые из них. Сервис Airbnb предоставляет целый комплекс услуг всем участникам рынка, на его площадке можно сдать, найти и забронировать разнообразное жилье (квартира, вилла и даже замок) в режиме онлайн в любой точке мира более чем в 34 000 городов и 191 стране. Платформа дает определенные финансовые гарантии компенсации ущерба, а также позволяет клиентам оставлять отзывы <38>. Благодаря сервису Momondo клиенты могут искать для себя более дешевые авиабилеты среди множества предложений от авиакомпаний и агентств, бронировать отели и автомобили <39>.
--------------------------------
<38> https://www.airbnb.ru (дата обращения: 01.11.2016).
<39> http://www.momondo.ru (дата обращения: 01.11.2016).

Агрегатор Trivago использует платформу по поиску отелей и дает пользователям информацию о различных типах размещения, большом комплексе гостиничных и туристических услуг. Проекты hotelsscanner.com, cars-scanner.com и avia-scanner.com представляют собой специализированные поисковые системы, созданные с целью помочь получить туристические услуги по максимально выгодным ценам благодаря объединению всех предложений популярных систем бронирования и организации простого и удобного поиска по ним <40>.
--------------------------------
<40> http://web.hotels-scanner.com/ru/page/about.htm (дата обращения: 01.11.2016).

Сервис Roomguru обобщает предложения от других агрегаторов, позволяя искать наилучшую цену размещения в гостинице <41>. Помимо них на гостиничном рынке работают и другие известные игроки-агрегаторы, предоставляющие сервисы бронирования пользователям: Agoda.com, Ostrovok.ru, OZON.travel, Hotels.ru и многие другие. На гостиничном рынке агрегаторы работают как агенты или исполнители в зависимости от специфики и объема предоставляемых услуг.
--------------------------------
<41> https://www.roomguru.ru (дата обращения: 01.11.2016).

В своих условиях работы все агрегаторы предусматривают, что они выполняют только организационные функции, являясь площадкой для совершения сделок между заказчиками и исполнителями. Сами же агрегаторы не выступают ни в качестве туристического оператора, ни в качестве агентства, т.е. они оказывают самостоятельные услуги, связанные с предоставлением доступа к их сервисам на сайте, и возможности заключать сделки. Все дальнейшие действия, связанные с обработкой и исполнением заказов, осуществляют сами исполнители без участия агрегаторов, которые никакой ответственности за их действия и за качество предоставляемых услуг не несут <42>.
--------------------------------
<42> См., например, раздел 7 Положений и условий сайта Trivago // http://www.trivago.ru (дата обращения: 01.11.2016).

Для того чтобы лучше понимать роль и пределы ответственности данных игроков на рынке гостиничных услуг, необходимо понять, по каким правилам они вообще работают и какова практика рассмотрения дел с их участием. Агрегаторы работают в различных областях: торговля (например, сервис "Свалка", сотрудники которого у одних клиентов за минимальные деньги забирают хлам, а другим его продают или отдают на реализацию с получением процента от выручки <43>), логистика, платежная инфраструктура, туристическое обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сервисы объявлений о продаже товаров, работ и услуг, которые предоставляют уже не только рекламные площадки, но и социальные сети.
--------------------------------
<43> http://svalka.me (дата обращения: 01.11.2016).

Преимущество последних перед обычными рекламными площадками состоит в том, что они могут зарабатывать на дополнительном продвижении объявлений за счет структурного анализа большого массива данных о своих пользователях, которые представлены на их страницах. Объем рынка платных объявлений в России, по оценкам экспертов, составляет 12 млрд руб. в год <44>, поэтому основным и новым игрокам на нем есть за что конкурировать.
--------------------------------
<44> Рожков Р. "Одноклассники" нашлись по объявлению. Социальная сеть выходит в сегмент онлайн-классифайдов // Коммерсантъ. 24.11.2016. N 218. С. 10.

В логистической сфере работает ряд агрегаторов по типу "Яндекс такси" и Uber, которые оказывают информационные и посреднические услуги в сфере перевозок автомобильным транспортом. Среди них можно выделить таких игроков, как iCanDeliver, ГрузоVIG, Gruzogruz, OnCargo, CargoRed, Gruzopoisk и даже компания с довольно экзотическим названием Groozin. Агрегаторы пока не смогли потеснить крупные транспортные компании, которые по-прежнему довольно уверенно удерживают свою долю рынка. Однако, как отмечают эксперты, само появление агрегаторов оценивается игроками логистического рынка как вполне реальная угроза, которая в случае успешности используемой бизнес-модели может в корне изменить отрасль <45>.
--------------------------------
<45> Блинова О. Uber против "табуреток". Смогут ли онлайн-агрегаторы изменить рынок грузоперевозок // Компания. 31.10.2016. N 40. С. 34.

Работа агрегатора может быть построена по агентской схеме или с использованием конструкции договора возмездного оказания услуг. При агентской модели агрегатор не просто выступает посредником между клиентом и исполнителем, но и принимает на себя ряд обязательств, действуя в интересах одного из них. На практике наибольшее распространение получила иная схема работы агрегатора, когда он не вмешивается в сами бизнес-процессы привлекаемых сторон, а только сводит их друг с другом для заключения между ними сделок, получая за это комиссию.
В этом случае агрегатор не является агентом, а выступает самостоятельной фигурой, которая предоставляет пользователям своей площадки информационно-консультационные услуги (предоставление возможности зарегистрировать свой аккаунт на сайте и получить доступ к услугам и сервисам в личном кабинете) и за них взимает плату на условиях, изложенных в соглашении с заказчиком. К такому соглашению применяются правила гл. 39 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг с правом агрегатора установить в том числе и плату за отказ от своих услуг, как это делают, например, некоторые купонные сайты, указывая в соглашении о сотрудничестве условие о том, что в случае отмены промо-акции уплаченная за нее денежная сумма не подлежит возврату (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда г. Москвы от 06.09.2016 N 09АП-39156/2016-ГК).
Агрегатор помимо предоставления своих услуг исполнителю, которому он помогает привлечь клиентов, в ряде случаев оказывает ему определенное содействие, но это не освобождает самого исполнителя от выполнения своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством России. Так, к примеру, агрегатор автомобильных перевозок "Яндекс такси" подключаемых к своей системе водителей консультирует по вопросам исполнения заказов, однако не делает и не должен для них выполнять всю организационно-административную работу, которая находится исключительно в их зоне ответственности.
Водитель должен самостоятельно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и получить лицензию на осуществление автомобильных перевозок. За нарушение данных обязанностей он может быть привлечен к административной ответственности по ч. ч. 1 и 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Так, в одном деле административный орган в качестве доказательств вины водителя, работавшего без лицензии, учел тот факт, что он зарегистрировался на сайте UBER, пользовался мобильным приложением, посредством которого имел доступ к заявкам клиентов на перевозку, принял к исполнению заказ и получил денежные средства в счет оплаты своих услуг.
Довод защитника водителя о том, что в материалы дела не были представлены доказательства систематического осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, суд отклонил, указав на то, что сами по себе факт его регистрации в системе, отслеживание информации о заказах и их принятие свидетельствовали о направленности воли на ведение предпринимательской деятельности (решение Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 14.01.2016 по делу N 12-250/2016). Как видно из приведенного примера, исполнители, сотрудничающие с агрегаторами, обязаны самостоятельно выполнять свои обязанности, а последние ответственности за их действия не несут, поскольку они лишь создают условия работы, но не берут на себя решение всех практических вопросов.
Однако и сами агрегаторы автомобильных перевозок могут не избежать ответственности, поскольку занятая ими комфортная ниша, не предполагающая никакой ответственности за качество услуг по перевозке, не устраивает контролирующие органы. Некоторые агрегаторы перевозок подключают водителей к своим системам, дают им доступ к имеющимся заказам, распределяют заявки между ними, но не владеют информацией о наличии у них права на управление автомобилем, возможности по состоянию здоровья им управлять, о наличии лицензии на осуществление перевозок, а также о техническом состоянии используемого автомобиля. Ежедневно оценка такого состояния и медицинский контроль за водителями не осуществляются, учет рабочего времени и времени отдыха водителей не ведется.
Исполняя полученный по различным каналам связи заказ путем передачи его водителю посредством используемого программного обеспечения, агрегатор не гарантирует безопасность перевозки и исполнимость данного заказа, что лишает потребителей транспортной услуги права на получение достоверной информации о ней, об исполнителе, который ее предоставляет. Таким образом, наряду с водителями, которые могут осуществлять незаконные перевозки, агрегатор создает для этого дополнительные условия, тем самым участвуя в деятельности, создающей опасность для неопределенного круга потребителей, поскольку в нарушение ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" ущемляется их право на то, чтобы транспортная услуга была безопасна для их жизни, здоровья, окружающей среды, не причиняла вред их имуществу.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам России гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законов о безопасности дорожного движения и международных договоров с участием Российской Федерации (п. 1 ст. 24 названного Закона).
Заказ легкового такси с использованием средств связи - это форма заключения договора фрахтования такси для осуществления перевозки пассажиров и багажа. Диспетчерская служба (служба заказа такси), принимающая заказ на легковое такси, обслуживаемое водителем, не являющимся индивидуальным предпринимателем, выступает в роли фрахтовщика, заключившего договор фрахтования посредством заказа, приобретает все права и обязанности фрахтовщика.
Агрегатор позиционирует себя как служба заказа такси, не имея разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Являясь посредником между водителями и пассажирами, он осуществляет функцию диспетчерской службы, принимает заявки на перевозку пассажиров и, передавая их между определенными водителями, фактически организует и упорядочивает пассажирские перевозки легковым такси, поскольку эта деятельность является неотъемлемой частью данного процесса.
Передавая полученный заказ на перевозку легковым такси по средствам связи водителю, с которым у него заключен договор об оказании информационных услуг, агрегатор при этом не гарантирует безопасность перевозки пассажира и исполнимость данного заказа, поскольку отношения между ним и водителем легкового такси на основании договора на оказание информационных услуг не предполагают возложение на него обязанности по обеспечению безопасности перевозки пассажира.
Такое положение вещей является нарушением ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, которые устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для данных перевозок.
Агрегатор как коммерсант, профессионально занимающийся организацией перевозок, не может не знать о том, что всегда существует риск отсутствия у привлекаемых им водителей разрешительной документации. Условия пользовательского соглашения и иных документов, размещенных на его сайте, о том, что он никакой ответственности за действия водителей не несет, не могут его освобождать от обязанности по соблюдению действующего законодательства России, учитывая, что именно агрегатор создает условия для занятия водителями деятельности без разрешительной документации, не управляя возникающими рисками, что является незаконным.
Наладив бизнес-процессы и зарабатывая на комиссиях, агрегатор безо всякого внимания оставляет соображения безопасности транспортных услуг, что не отвечает требованиям закона, поэтому его деятельность может быть признана незаконной, по иску прокуратуры на него может быть возложена обязанность ее прекратить, а также через СМИ довести решение суда до сведения потребителей (решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 03.03.2016 по делу N 2-119/2016).
Помимо этого, для агрегатора судебным решением может быть также установлен запрет на заключение договоров об оказании информационных услуг с лицами, не имеющими разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в связи с признанием ее незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем. Для суда не будет иметь никакого значения даже отсутствие конкретных фактов нарушения прав потребителей и нарушения правил безопасности дорожного движения, отсутствие какого-либо ущерба, поскольку незаконная деятельность в принципе создает угрозу подобных нарушений, что является достаточным основанием для установления запрета на ее осуществление (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 05.05.2016 по делу N 33-8017/2016).
Таким образом, агрегатор при предоставлении доступа потребителей к своим сервисам, позволяющим им заказать транспортную услугу, должен располагать информацией о ее свойствах и исполнителе, для чего при подключении водителей предварительно ее получать самостоятельно, а также периодически уточнять ее актуальность, особенно когда речь идет о междугородних поездках <46>: так, например, установление связи водителей с попутчиками для организации совместного путешествия и разделения расходов по поездке можно добиться за счет использования услуг компании BlaBlaCar <47>.
--------------------------------
<46> Возможно, со временем для таких игроков будут приняты правила работы на рынке, чтобы ввести их деятельность в правовое поле. Главное при этом не создавать неработающие или не эффективно работающие законы, принятые без учета сложившихся реалий, потребностей его участников. Так, например, еще в 2014 г. были приняты поправки в действующее законодательство РФ, призванные упорядочить деятельность на рынке форекс, где многие клиенты жаловалась регуляторам на нарушение своих прав. С просьбой ввести нормативные требования к такой деятельности к регуляторам обращались даже крупные игроки на этом рынке. В итоге поправки получились беспрецедентно жесткими в плане требований к размеру собственных средств, профессиональной квалификации должностных лиц форекс-дилеров, а также к порядку и условиям ведения деятельности. На рынке в настоящее время представлено не так много лицензированных участников, многие ушли в иностранные, в том числе офшорные юрисдикции, и ведут деятельность оттуда, не подчиняясь российским законам. Перспективы данного рынка достаточно туманны // Сарычева М. Валютная торговля при новом курсе. Как форекс-компании пережили год без работы // Коммерсантъ. 16.12.2016. N 234. С. 13.
<47> https://www.blablacar.ru (дата обращения: 01.11.2016).

Условие в документах агрегатора о том, что пользователь вправе самостоятельно запросить интересующую его информацию непосредственно у водителя, которого он выбрал, не является исполнением обязанностей агрегатора по доведению информации до сведения потребителей, поскольку он сам обязан ее раскрывать, а не перекладывать свои обязанности на третьих лиц.
Такое халатное отношение можно встретить у региональных игроков, в столице и в крупных мегаполисах агрегаторы перевозок соблюдают требования законодательства России и в условиях подключения водителей прямо указывают на необходимость представления водительского удостоверения, свидетельства о регистрации ТС, страхового полиса ОСАГО и иных документов, как это делает, к примеру, компания UBER <48>, хотя в судебной практике есть случай привлечения к ответственности и данного агрегатора.
--------------------------------
<48> https://www.uber.com/legal/terms/ru (дата обращения: 01.11.2016).

По обращению руководителя Департамента транспорта Москвы Управление Роспотребнадзора по Москве привлекло компанию к ответственности по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ за введение потребителей в заблуждение. Компания не предоставляла информацию об исполнителях транспортных услуг при оформлении заказов и платежных документов, в связи с чем у потребителей складывалось впечатление, что они их получали от самой компании, что не соответствовало действительному положению вещей (решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2016 по делу N А40-146579/2016-149-1258).
Агрегатор перевозок может рассчитывать разве только на то, что его не привлекут к ответственности за недобросовестную рекламу при упоминании слова "такси" при условии, что оно используется только для описания функционала и предназначения мобильного приложения, дающего возможность делать заказы на перевозку. Необходимость получения лицензии или иных разрешений на оказание информационных услуг для агрегатора действующим законодательством России не предусмотрена (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по делу N А58-4747/2015), однако и эта практика не является единообразной, поскольку некоторые суды считают рекламу услуг по перевозке такси со стороны агрегаторов недобросовестной рекламой.
В сознании рядового потребителя агрегатор является компанией, предоставляющей услуги такси. По сути, на формирование такого мнения и направлена реклама, используемая агрегаторами перевозок. Они не указывают на то, что предоставляют исключительно информационно-посреднические услуги, давая доступ к заказу услуг у перевозчиков на своей площадке, поэтому такая реклама не соответствует закону.
Так, в одном деле, оставляя в силе решение антимонопольного органа о признании рекламы агрегатора ненадлежащей, суд исходил из того, что тот не имел в распоряжении или в пользовании автомобилей в качестве такси и, соответственно, не осуществлял деятельность по перевозке пассажиров легковым такси. Агрегатор оказывал исключительно информационные (операторские) услуги, т.е. принимал заявки на перевозки, формировал из них электронную базу данных и предоставлял посредством сети Интернет доступ к такой базе данных на получение заказа на перевозку пассажиров и багажа любым физическим и юридическим лицам, пожелавшим воспользоваться такими услугами. Агрегатор не проводил никакой идентификации перевозчиков, обладающих правом осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси только на основании соответствующих разрешений.
Поэтому агрегатор не располагал данными о том, какие автомобили использовались для перевозок пассажиров (отвечающие или нет требованиям, предъявляемым к легковым такси) и с каким водителем (имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров или нет). Следовательно, предлагая через свою службу обслуживание заказчика именно автомобилем "такси", он не мог гарантировать подачу (прибытие) такси с перевозчиком, имеющим соответствующее разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. При таких обстоятельствах посредством распространенной агрегатором рекламы до потребителя рекламы доводились не соответствующие действительности сведения об информационных (операторских) услугах в качестве услуг по заказу такси (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.04.2016 по делу N А39-7035/2014).
Клиентам агрегаторов следует всегда учитывать, что любые подобные интернет-площадки, позволяющие сводить заказчиков с исполнителями, являются информационными посредниками и не несут никакой ответственности перед клиентами за качество и условия предоставления самих услуг. Этот принцип можно увидеть, к примеру, в документах агрегаторов, работающих в сфере театрально-зрелищного искусства: см., например, п. 2.3 Пользовательского соглашения компании TimePad <49>, п. 3.4 Публичной оферты на реализацию билетов на культурно-зрелищные мероприятия "КАССИР.РУ" <50> и др.
--------------------------------
<49> https://welcome.timepad.ru (дата обращения: 02.12.2016).
<50> https://www.kassir.ru (дата обращения: 02.12.2016).

Если по условиям работы платформы ее посреднические услуги являются платными, и клиент внес плату площадке, то она вправе ее не возвращать и в том случае, когда клиент остался недоволен качеством оказанных ему услуг либо вовсе их не получил, поскольку свои услуги сама площадка ему оказала. Это обстоятельство не лишает недовольного клиента права в самостоятельном порядке, в том числе путем обращения в суд, урегулировать все свои разногласия с недобросовестным исполнителем.
Так, например, агрегатор предложений по авиабилетам, отелям и турам не несет ответственности перед клиентами за их требования к перевозчику, отелю и к иным коммерсантам, вовлеченным в процесс реализации ему комплексного туристского продукта. Это связано с тем, что он сам для него подобных услуг не оказывает, поэтому не может и отвечать за их качество, сроки и иные условия предоставления, в отличие от туроператоров и турагентов, реализующих туристские продукты клиентам и несущих перед ними ответственность за качество всех входящих в него услуг.
В своем пользовательском соглашении, размещаемом на сайте, агрегатор должен указать на то, что активация пользователем любого из разделов системы бронирования означает выражение его согласия с предложениями, изложенными в данном разделе, что равносильно акцепту им оферты. Сама система бронирования является динамичной системой, компоненты которой могут в любой момент быть изменены или дополнены, в связи с этим пользователю предлагается использовать систему бронирования в режиме "как есть". В случае полной или частичной неработоспособности системы и ее компонентов в течение какого-либо времени, а также при отсутствии возможности доступа пользователя к системе или несения им любых косвенных затрат в связи с данными обстоятельствами агрегатор не несет перед пользователем никакой ответственности.
Пользователь при этом вправе в любой момент прекратить использование системы, если она его не устраивает, а продолжая же ее использовать, он тем самым добровольно соглашается со всеми условиями доступа к ней. В частности, при бронировании билетов он соглашается с тем, что все предложения, цены, а также условия продажи могут быть изменены без уведомления пользователя, ограничены по времени, наличию мест и срокам предварительного заказа, датам путешествия, срокам минимального или максимального пребывания в месте назначения, факторами выходных дней и праздников, сезонным колебанием цен, листам ожидания, а также забастовками и временной неработоспособностью систем бронирования и/или подвержены другим изменениям, условиям и ограничениям.
Вся информация, касающаяся расписания, наличия мест на авиарейсы, тарифов и правил их применения, а также других условий предоставления предлагаемых услуг размещается на сайте в полном соответствии с тем, как она предоставлена в системах бронирования непосредственно поставщиками данных услуг или их полномочными представителями. Поэтому агрегатор, несмотря на компетентность и тщательный отбор поставщиков услуг, не имеет возможности производить тотальную независимую проверку предоставляемой поставщиками услуг информации и не может гарантировать полное отсутствие неточностей в ней, в связи с чем не несет перед пользователем ответственности за любые ошибочные данные об услугах, равно как и за причиненный пользователю вред или убытки из-за наличия ошибок в информации.
Агрегатор также не несет ответственности за несоблюдение непосредственными поставщиками услуг или их представителями условий бронирования и правил применения тарифов, так как данные условия и правила находятся в исключительном ведении таких поставщиков. В связи с этим, заказывая те или иные услуги через сайт агрегатора, клиент (пользователь) фактически вступает в договорные правоотношения с исполнителем конкретной услуги, и за его действия агрегатор никакой ответственности не несет. Все свои претензии клиент вправе урегулировать с ним в самостоятельном порядке без участия агрегатора (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.02.2014 N 33-3784).
Кроме того, следует учитывать, что внесенная агрегатору плата за доступ к его услугам и сервисам на сайте, предоставление информации о соответствующих продуктах также не подлежит возврату клиенту. Это вызвано тем, что свою услугу ему агрегатор предоставил в полном соответствии с условиями принятого на себя обязательства, а за исполнение своих обязательств со стороны его партнеров он отвечать не должен. Клиент, заказывая услуги через агрегатора, не утрачивает возможность предъявления требований к непосредственным исполнителям, поскольку фактически в договорные правоотношения по поводу их предоставления он вступает именно с ними, а не с агрегатором (решение Ленинского районного суда г. Томска от 10.06.2016 по делу N 2-1177/2016).
Такой подход не применяется в том случае, если агрегатор сам действует как исполнитель (продавец) даже при условии сообщения клиентам своего статуса и объема обязанностей, выраженных в документах, представленных на его сайте. Избрание им такой формы работы означает, что ответственность за неисполнение привлекаемыми им партнерами своих обязательств несет он самостоятельно, поскольку обязательства перед клиентами принимает он сам.
Так, например, если интернет-магазин, сотрудничающий с различными поставщиками, товары которых представлены на его сайте как на "витрине", заключает и исполняет сделки розничной купли-продажи с клиентами от своего имени, то он и несет ответственность за исполнение соответствующих заказов. В такой ситуации он не лишен возможности привлечь к ответственности поставщиков, которые нарушили свои обязательства перед ним по заключенным между ними договорам, но не вправе ссылаться на факт нарушений с их стороны как на основание освобождения от ответственности по искам клиентов.
Несмотря на то что онлайн-гипермаркет собирает предложения различных поставщиков на своем сайте, выступление им в отношениях с клиентами в качестве продавца означает, что он принимает на себя соответствующие обязанности. Наличие или отсутствие у него реальной возможности исполнить сделку не имеет правового значения, поскольку, действуя как коммерсант, он соглашается с таким риском.
В такой ситуации агрегатору только остается использовать другие легитимные способы ухода от ответственности в случае невозможности передачи предварительно оплаченного товара. В одном деле суд отклонил требования покупателя к онлайн-гипермаркету OZONE.ru об обязании поставить заказанный товар с сопроводительной документацией, указав, что со стороны интернет-магазина не было допущено нарушений его прав. Агрегатор аннулировал заказ покупателя, помещенный в корзину покупок, по причине отсутствия товара у непосредственного поставщика, о чем направил покупателю письмо по электронной почте. При этом агрегатор сразу вернул деньги покупателю.
Тот согласился с аннулированием заказа и в дальнейшем распорядился деньгами по своему усмотрению, заказав и получив другой товар. При нарушении продавцом обязанности по передаче предварительно оплаченного товара покупатель вправе по своему усмотрению либо потребо
Безымянная страница
Статьи и комментарии:
- Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме
-
Покупка квартиры в России: техника подбора, юридической проверки и проведения сделки: Монография"
-
Недвижимое имущество: понятие и отдельные виды: Учебное пособие
-
Индустрия гостеприимства в России
-
Жилищный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. Путеводитель по судебной практике
-
Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
-
Собственник и социальный наниматель жилого помещения: сравнительный анализ гражданского и жилищно-правового статуса
-
Как купить жилье: советы юриста
-
Управляйте домом правильно: что нужно знать собственнику жилья
-
Жилищные споры. Путеводитель по законодательству и судебной практике: Научно-практическое пособие
-
Земельный участок и постройки: особенности владения, пользования и распоряжения
-
Комментарий к новому закону "О государственном кадастре недвижимости".
-
Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования.
-
Справочник собственника и арендатора.
-
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
-
Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
-
Правовой режим недвижимого имущества
-
Имущественный налоговый вычет.
-
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
-
Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
-
Правовой режим недвижимого имущества
-
Вы покупаете квартиру. Все вопросы: от проекта до оформления прав собственности (2009г.)
-
Капитальный ремонт, реконструкция, переустройство и перепланировка объектов недвижимости: юридические аспекты

Политика конфиденциальности
Copyright 2008 - 2018 гг. Help-Realty.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!