§ 1. Театр и другие зрелищные мероприятия

Пожалуй, не будет слишком большим преувеличением сказать, что развлекательная индустрия занимает одно из центральных мест на российском рынке гостеприимства. Возможность посещения кинотеатров, зоопарков, музеев, выставок, цирков, театров, аквапарков, квестов, где можно не только проявить ловкость, смекалку и выносливость, но и пересилить свои комплексы и страхи <165>, иных развлекательных учреждений, составляющих систему культурно-досуговой деятельности <166>, позволяет широкому кругу туристов приятно и познавательно провести время, украсив свой досуг. Современные технологии позволяют даже сделать досуг доступным для людей с ограниченными возможностями: например, в Москве открылась первая в стране выставка картин для слепых: за счет использования уникальной технологии Didu, разработанной компанией Estudios Durero, можно создавать копии шедевров живописи, к которым можно прикасаться <167>.
--------------------------------
<165> Боярский А. Сказка зимнего квеста // Коммерсантъ. Деньги. 26.12.2016 - 01.01.2017. N 51. С. 22.
<166> Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998. С. 5; Кабалкин А.Ю., Хинчук В.М. Удовлетворение потребностей граждан и закон / Науч. ред. М.М. Славин. М.: Московский рабочий, 1980. С. 32; Халудорова С.В. Критерии классификации культурно-зрелищных услуг // Юридический мир. 2012. N 11.
<167> Левинская А. Искусство на ощупь // РБК. 2017. N 1 - 2. С. 22.

Если говорить о прибыльности учреждений культуры и искусства, то в нашей стране, как и во всем мире, они субсидируются государством <168> и привлекают финансовую помощь спонсоров, поскольку доходов от продажи билетов и иных сопутствующих услуг (реализация сувенирной продукции, экскурсии, питание и др.) недостаточно, чтобы вывести учреждения культуры на самоокупаемость. Иным образом обстоит дело в сфере развлечений, где хорошую выручку показывают концертные залы, кинотеатры, парки аттракционов, фестивали и выставки, поскольку в массовом сегменте удается привлечь большее количество желающих. Фестивали интересны и зрителям, и спонсорам, поскольку привлекают большое количество участников, а сам российский фестивальный рынок эксперты оценивают в миллиард рублей <169>. Изучение правовой стороны предоставления услуг в культурно-развлекательной сфере мы начнем с исследования рынка театрального и концертного искусства, которые отличает особая, почти магическая атмосфера <170>.
--------------------------------
<168> В нашей стране помимо субсидий театры также могут освобождаться от платы за пользование зданиями, сооружениями, оборудованием и иным имуществом, находящимися в региональной или муниципальной собственности, для них могут действовать пониженные тарифы на коммунальные услуги на уровне тарифов для бюджетных учреждений (п. 7 Постановления Правительства РФ от 25.03.1999 N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации").
<169> Барабанов Б. Лето красное пропели // Коммерсантъ. Деньги. 24.10 - 30.10.2016. N 42.
<170> В театре такую удивительную обстановку сопричастности к высокому искусству создают художественный руководитель, режиссер-постановщик, все актеры, операторы и другие творческие работники театра, хотя вопрос о значимости сотрудников учреждения, в свое время шутливо поставленный М.М. Зощенко в замечательном рассказе "Монтер", до сих пор остается открытым. В этом произведении монтер, работавший в театре, обиделся на то, что его поставили не по центру при съемке на карточку, а пихнули куда-то сбоку, да еще и его знакомым дамам мест на постановку "Руслан и Людмила" не дали. В отместку оскорбленный монтер во время спектакля взял и отрубил свет, сорвав представление. В итоге прием сработал, девицам дали лучшие места, монтер повеселел и дал свет. Теперь и разбирайтесь сами, кто важнее в этом сложном театральном механизме, как написал наш великий писатель-юморист (Советский юмористический рассказ 20 - 30-х годов / Сост. Е. Глущенко; вступ. ст. Р. Зеленой; Послесл. Л. Ершова; илл. В. Сергеева. М.: Правда, 1987. С. 211 - 213).

Театральное дело в России имеет многовековую историю. 30 августа 1756 г. императрица Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении первого в стране постоянно действующего профессионального театра: Российского для представления трагедий и комедий театра. Документ об учреждении этого первого придворного театра положил начало государственной театральной политике Российского государства. Дальнейшее развитие театрального дела в дореволюционной России дало начало существованию театров разных видов. Казенные театры (в столицах - императорские) финансировались из государственной казны. Городские театры, учреждаемые городской управой, финансировались из бюджета города. Частные театры (до 1861 г. - преимущественно крепостные), антреприза, актерские товарищества также в разных формах поддерживались государством, получила развитие русская народная драма <171>.
--------------------------------
<171> Народный театр / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А.Ф. Некрыловой, Н.И. Савушкиной. М.: Сов. Россия, 1991. С. 5.

В послереволюционное время к 1928 г. сеть театров была полностью национализирована. И только в конце 80-х годов началось возрождение негосударственных театров. Сначала это были театры в форме производственных кооперативов, а позднее и в иных организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством. При всей важности развития негосударственного сектора в современном отечественном театральном деле основные социальные функции остаются за государственными и муниципальными театрами <172>.
--------------------------------
<172> Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1019-р "О Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года".

Посещение театров в нашей стране всегда было признаком хорошего воспитания, люди всегда шли туда и идут до сих пор даже не столько как на праздник, сколько "для того, чтобы вступить там в спор с самим собой и с другими" <173>. Во все времена далеко не все зрители отличались примерным поведением, соответствующим праздничной и сдержанной атмосфере театра. Так, например, как отмечает А. Жирнова, в мае 1894 г. по пути на юг российский император Александр III, довольно простой в быту человек, пожелал посетить в Москве Малый театр. Игра актеров ему понравилась, но пьесу он нашел скабрезной. Императору сделалось жарко, и он отдал распоряжение открыть форточку. Окно было заделано, поэтому позвали слесаря, чтобы выполнить повеление царя. Слесарь начал вынимать раму, но слишком долго с ней возился. В итоге император посмотрел на его работу, взялся сам за раму и успешно выломал ее. Все это действие происходило во время спектакля <174>. По известным причинам никому и в голову не пришло возмущаться поведением императора, который создавал своей деятельностью массу шума <175>.
--------------------------------
<173> Стрелер Д. Театр для людей. Мысли записанные, высказанные и осуществленные. М.: Радуга, 1984. С. 62 - 63.
<174> Коммерсантъ. 19.09.2016. N 37.
<175> Можно привести и другой курьезный случай в театре, правда вымышленный, но из-за этого еще более интересный. В одном из самых лучших рассказов М.М. Зощенко "Аристократка" главный герой, водопроводчик, познакомился с симпатичной дамой в шляпке и пригласил ее в театр. В буфете она стала одно за другим трескать пирожные, да так ловко, что у героя, имевшего с собой денег в обрез на три пирожных, стали кошки на душе скрести. В итоге он ее остановил, когда она четвертое пирожное взялась скушать, ложи, дескать, назад, к чертовой матери. После этого завязался спор с буфетчиком относительно количества съеденных пирожных, собрались зеваки, герой пересчитал деньги, хватало на злополучное четвертое пирожное, но дама конфузилась его подъесть, поэтому ввязался какой-то дяденька и докушал. С дамой у героя ничего не получилось, она ему заявила, что те, которые без денег, не ездют (так в оригинале у писателя) с дамами, но на прощание он ей справедливо заметил, что не в деньгах счастье (Зощенко М.М. Рассказы. Голубая книга. М.: Астрель; АСТ, 2003. С. 65 - 68).

Перед подготовкой к походу в театр необходимо ознакомиться с правилами посещения, которые размещены на его сайте и составляют основу договора на предоставление потребителям услуг. Приобретая билет на спектакль, потребитель тем самым выражает согласие со всеми условиями в порядке, предусмотренном ст. 428 ГК РФ. Правила каждого театра содержат свои особенности, но в целом они во многом повторяют друг друга, поэтому можно выделить следующие условия, которые следует рассматривать в качестве обычаев, сложившихся и широко применяющихся в сфере театральных услуг и имеющих в силу этого свойство регулятора соответствующих отношений (ст. 5 ГК РФ).
Потребитель обязан занимать места в зрительном зале согласно приобретенному билету, который он должен сохранять до конца спектакля. Запрещается занимать чужие места, хотя на практике это случается повсеместно, при этом нарушители не просто занимают чужие места, но еще и пререкаются с обладателями билетов на занятые места и зачастую не желают уходить, хотя до выяснения отношений не доходит.
Все театры оговаривают свое право изменить актерский состав спектакля, что не является основанием для возврата стоимости билета, поскольку, как справедливо отмечает И.В. Матвеев, "...сценическая постановка является симбиозом актерского текста и музыки, режиссерской мысли и исполнительского мастерства актера, и в этом смысле замена одного актера на другого не изменяет содержание указанной в билете зрелищной услуги" <176>.
--------------------------------
<176> Матвеев И.В. Договор оказания театрально-зрелищных услуг // Культура: управление, экономика, право. 2013. N 4. С. 22 - 27.

Этим изменение актерского состава спектакля отличается от ситуации, когда один спектакль заменяется другим, снимается с репертуара (решение Центрального районного суда г. Волгограда от 18.09.2013 по делу N 6847/13) или переносится на неопределенный срок (решение Тверского районного суда г. Москвы от 13.10.2015 по делу N 2-5197/2015) либо театр, выставка, музей или иное культурное учреждение закрывается для ремонта, осуществления закрытых показов для определенных групп посетителей, в том числе в рамках международных выставок, а также по иным причинам они закрыты для посещения <177>. В таком случае потребитель вправе требовать возврата уплаченных за билет денег, отказавшись от договора.
--------------------------------
<177> Такие случаи, к примеру, прямо оговорены в Правилах посещения музея космонавтики // http://www.kosmo-museum.ru/excursions#rules (дата обращения: 23.11.2016).

Потребитель вправе в любое время в одностороннем внесудебном порядке отказаться от получения услуги, что прямо предусмотрено п. 1 ст. 782 ГК РФ, хотя в текстах правил посещения театра и на самом бланке можно увидеть иную информацию на этот счет. Более того, можно даже встретить положительную для театров судебную практику, где суды приходят к выводу о том, что театр был вправе включить такое положение в свои правила (Определение Московского городского суда от 13.09.2013 N 4г/1-8885, Определение Басманного районного суда г. Москвы от 07.09.2012 N 11-187/12). Купив билет, потребитель тем самым согласился со всеми его условиями, поэтому, раз со стороны театра никаких нарушений допущено не было, он не обязан компенсировать стоимость билета потребителю, который самостоятельно принял решение отказаться от просмотра спектакля (решение Одинцовского городского суда Московской области от 24.02.2016 по делу N 2-2346/2016).
Информации о невозможности просто так сдать билет в театр или на иное культурно-зрелищное мероприятие и вернуть деньги нет ни в законе, ни в иных нормативных правовых актах. В приложении N 1 к Приказу Министерства культуры РФ от 17.12.2008 N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности", в котором утвержден бланк билета, нет указания на случаи возврата и обмена билетов, равно как и в методических указаниях о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями, находящимися в ведении Министерства культуры РФ (письмо указанного Министерства от 15.07.2009 N 29-01-39/04).
Ранее действовал Порядок возврата театральных билетов, утв. письмом Министерства культуры СССР от 19.07.1989 N 2614-06/10-46, в котором было прямо предусмотрено, что театральные билеты могли быть возвращены не позднее чем за трое суток до объявленной даты спектакля с удержанием 50% номинальной стоимости билета, при том что возвращенные билеты могли выставляться на продажу с компенсацией администрацией учреждения своих убытков.
Указанный Порядок был направлен на максимально полную компенсацию упущенной выгоды учреждения за счет удержания половины стоимости и наличия возможности повторно продать билет, что позволяло ему планировать свои доходы. В случае замены, отмены, переноса спектаклей стоимость билетов возвращалась полностью, хотя и здесь существовали пресекательные сроки: при замене спектакля - до его начала, при отмене или переносе - в течение 10 дней, но не позднее чем за 30 минут до начала перенесенного спектакля. Данный Порядок был отменен письмом Министерства культуры РФ от 09.04.2010 N 32-01-39/04-ПХ "Об отмене писем Министерства культуры СССР от 19.07.1989 N 2614-06/10-46 и Министерства культуры России от 13.04.2000 N 01-67/16-21".
По сути, и до его официальной отмены он не подлежал применению как не соответствующий нормам гражданского законодательства, поскольку исключал возможность для потребителя в любое время отказаться от услуг с оплатой фактически понесенных расходов (ст. 782 ГК РФ). Возможность одностороннего отказа с возвратом уплаченной за билет стоимости имеется в отношении билетов в театр, на концерт, в музей, на выставку и на любые иные мероприятия такого рода (решение Ленинского районного суда г. Пензы от 02.12.2014 по делу N 2-6172/2014). Иным образом обстоит дело в ситуации, когда потребитель, не отказываясь от договора, просто пропустил мероприятие, что исключает его право требовать возврата денег. Некоторые учреждения с целью повышения лояльности своих клиентов устанавливают в правилах посещения возможность замены пропущенного мероприятия на другое в соответствии с предложенным потребителю списком <178>.
--------------------------------
<178> Например, Московская филармония предлагает возможность в исключительных случаях обменять билет на пропущенный концерт на билет на другое мероприятие из предложенных вариантов // http://meloman.ru/pravila-moskovskoj-filarmonii (дата обращения: 29.11.2016).

Особая специфика театральной услуги не исключает применения названной правовой нормы, регулирующей порядок одностороннего расторжения договора возмездного оказания услуг, поскольку услуги в области культуры имеют гражданско-правовую природу <179>, хотя следует отметить, что в юридической литературе вопрос о правовой природе таких услуг остается дискуссионным <180>. Вполне понятна необходимость зафиксировать прибыль от продажи билетов для театра, исключив риск ее снижения, тем более когда театр гастролирует ("децентрализация искусства") <181> и несет дополнительные издержки на переезд. Между тем, несмотря на все свои специфические особенности, договор об оказании театрально-зрелищных услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг, по которому зрителю за плату осуществляется показ спектакля или предоставление иной услуги <182>.
--------------------------------
<179> Публичные услуги и право: Науч.-практ. пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Норма, 2007. С. 323.
<180> Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сб. статей / Под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой. М.: Инфотропик медиа, 2011. С. 104; Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. ... д. ю. н. Екатеринбург, 2002. С. 13; Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект): Монография. Саратов, 2001. С. 9.
<181> Дефицит балетных кадров есть во всем мире // Коммерсантъ. Власть. 28.11.2016. N 47.
<182> Малеина М.Н. Договор об оказании театральных услуг // Законодательство. 2006. N 8.

Такой договор подчиняется всем правилам, относящимся к договору возмездного оказания услуг <183>, поэтому театр обязан вернуть стоимость возвращенного билета. Сама по себе такая стоимость его фактически понесенным расходам театра не равнозначна, поскольку в каждом конкретном случае они подлежат доказыванию. При отсутствии таких доказательств уплаченная потребителем денежная сумма подлежит возврату в полном объеме без каких-либо удержаний. По этой же причине театр в свои правила не вправе включить условие о том, что потребитель, покупая билет, понимает и соглашается с тем, что уплаченная за него цена не равнозначна возможным расходам театра (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 N 09АП-36246/2016).
--------------------------------
<183> Ситдикова Л.Б., Халудорова С.В. Театрально-зрелищные услуги в сфере культуры // Культура: управление, экономика, право. 2016. N 1. С. 25 - 28.

Требование о возврате стоимости билета, который сам по себе, являясь бланком строгой отчетности, подтверждает его стоимость и не требует представления кассового чека (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"), потребитель вправе заявить только к самому театру, но не к театральному агенту (Апелляционное определение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 03.09.2015 по делу N 11-350/2015), который за его действия никакой ответственности не несет (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.10.2015 по делу N 33-37614).
Исключение составляет случай, когда на лицевой или оборотной стороне билета указано на то, что он удостоверяет факт заключения договора об оказании культурно-зрелищных услуг между потребителем и организатором мероприятия, притом что информация о нем не была приведена, и потребитель располагает сведениями только об агенте, у которого приобрел билет. Тогда свои требования потребитель вправе предъявить к нему.
К таким выводам пришел суд при разрешении спора о возврате стоимости билета в связи с отменой концерта певца Элтона Джона (Определение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 13.10.2015 по делу N 11-191/2015). При отмене концерта потребитель вправе не только вернуть деньги за билет, но также получить компенсацию морального вреда вне зависимости от того, имелась ли вина организатора мероприятия (решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14.08.2013 по делу N 2-4060/2013). Тот не лишен возможности в самостоятельном порядке урегулировать вопросы возмещения убытков с артистами и их представителями, но не вправе отказывать потребителям в возврате уплаченных денежных средств, переносить сроки выплат (решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 04.07.2013 по делу N 2-8298/13), устанавливать ограничения по порядку и срокам их возврата (заочное решение Советского районного суда г. Краснодара от 06.11.2013 по делу N 2-4841/2013, решение Динского районного суда Краснодарского края от 23.07.2013 по делу N 2-1314/2013).
В иных случаях агент не отвечает за действия принципала - театра, концертной площадки или иного культурного заведения (Апелляционное определение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 21.08.2014 по делу N 11-318/2014), если информация об организаторе была доведена до сведения потребителей при продаже, на сайте агента, в кассе, на афишах и иных рекламных объявлениях. Тем более никаких затруднений в установлении того, кто ему оказывает концертно-зрелищные услуги, у потребителя не должно возникнуть, если само место проведения мероприятия на этот счет никаких сомнений не оставляет: например, при проведении концерта в СК "Олимпийский" в Москве последний выступает в качестве его организатора (Определение Московского городского суда от 24.11.2010 по делу N 33-36410).
В составе стоимости билета театр должен также возместить комиссию такого агента с целью полного возмещения убытков потребителя. Потребитель вправе вернуть деньги за билет и в тех случаях, когда он выгорел, выцвел, испорчен, порван, испачкан или имеет иные подобного рода дефекты, поскольку он оплатил не стоимость билета как бумаги, а цену самого мероприятия. Если, скажем так, из годных остатков бумажного билета можно определить, о каком мероприятии идет речь, то потребитель при отказе от его посещения вправе вернуть назад свои деньги (Апелляционное определение Ленинского районного суда г. Владивостока от 18.04.2013 N 11-52/2013).
Вне зависимости от того, какие условия на этот счет предусмотрены в правилах театра, потребитель вправе в этом случае отказаться от договора и потребовать возврата уплаченных денег с неустойкой, компенсацией морального вреда, судебных расходов и штрафа за отказ в удовлетворении своих требований в добровольном порядке. Это связано с тем, что он рассчитывает на вполне определенную услугу (посещение конкретного спектакля из предложенного репертуара), за что и платит деньги, поэтому театр не вправе ему навязывать иные услуги. В сфере культурно-развлекательной деятельности зрители пользуются всеми гарантиями потребителей, которые предусмотрены Законом N 2300-1, поскольку нет оснований для его неприменения к данным отношениям, на что справедливо обращается внимание в юридической литературе <184>.
--------------------------------
<184> Иванов Н.В. Правовая охрана интересов потребителей при проведении концертно-развлекательных мероприятий // Закон. 2013. N 9.

Следует учитывать, что далеко не все требования потребители вправе заявлять к театру, поскольку в каждом конкретном случае с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств суд оценивает обоснованность притязаний потребителей по поводу качества и условий оказания специфической услуги в сфере культуры. Так, в одном деле истцу не понравилась постановка нашумевшей оперы "Тангейзер". В обоснование своих требований он указал на то, что опера хотя исполнялась на немецком языке, но фактически на сцене было представлено произведение, в котором персонажи и действия не совпадали с оригинальным либретто, заявленным к показу.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что общероссийские СМИ, в том числе новостные программы, активно освещали премьеру данной оперы, при этом предметом обсуждения являлась именно сюжетная линия художественного произведения. Приобретая билет на нее, истец не мог не знать о том, что сюжетная линия постановки не будет соответствовать оригиналу (ст. 61 ГПК РФ). Истец просил заново специально для него поставить спорную оперу в полном соответствии с первоисточником, да еще не в местном театре оперы и балета, а сразу в Большом театре.
Суд, отказывая в иске в полном объеме, указал на то, что, по сути, истец просит возложить на ответчика обязанность создать иное театрально-зрелищное представление с иным сюжетом, нежели то, что было создано и показано изначально. Между тем законом такой способ защиты не предусмотрен, удовлетворение иска повлекло бы неоправданное и ничем не обоснованное вмешательство суда в творческий процесс, которым занимается театр, что является неправомерным, не соответствует целям и задачам правосудия по гражданским делам.
Постановка и исполнение любого спектакля являются творческой деятельностью, представляющей собой создание культурных ценностей и их интерпретацию (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1), поэтому суд в вопросы организации и постановки спектаклей вмешиваться не вправе. Кроме того, такой способ защиты не является ни безвозмездным устранением недостатка услуги, ни повторным ее оказанием с надлежащим качеством, поскольку в данном случае речь не идет о качестве в значении, которое придается этому понятию в Законе N 2300-1. Театральная постановка, являясь услугой особого рода, направлена на предоставление зрителям возможности получить эстетическое удовольствие, притом что у каждого из них свои представления об искусстве <185> (решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 20.11.2015 по делу N 2-5296/2015).
--------------------------------
<185> Это раньше, в советское время, развитие театрального дела было подчинено целям социалистического строительства, что предполагало их учет при создании репертуара (см., например, п. 2 Постановления СНК СССР от 07.10.1930 "Об улучшении театрального дела"). Даже автономные театры в первые годы Советской власти должны были давать ежегодные отчеты как о своей художественной, так и о материальной жизни за год, могли быть лишены автономии (п. п. 11, 15 Декрета СНК РСФСР от 26.08.1919 "Об объединении театрального дела"). Гастролирующие театры должны были, кроме того, проводить военно-шефскую работу, творческие встречи с коллективами промышленных предприятий, новостроек, рыболовецких промыслов, с колхозниками, учащейся молодежью и т.д. (п. 7 Положения о порядке планирования, координации и проведения гастролей театров, утв. Приказом Министерства культуры СССР от 30.08.1971 N 477).

Более того, если истец заблуждался относительно характера театральной постановки, ссылаясь на то, что она отличалась от оригинального художественного произведения, то именно на него в силу ст. 56 ГПК РФ относится бремя доказывания того, что постановка заявлялась как близкая к оригинальной. Так, в одном деле один из зрителей остался крайне недоволен постановкой в Большом театре спектакля "Опера М. Глинки "Руслан и Людмила" по одноименной поэме А.С. Пушкина, считая, что она не имеет никакого отношения к оригинальному либретто, поэтому он требовал компенсировать ему причиненный моральный вред и обязать ответчика прекратить показывать спектакль.
Согласно сложившейся судебной практике, если та или иная театральная постановка, музыкальный концерт, экспозиции на выставке или в музее, галерее и т.п. не оправдали ожиданий потребителя в связи с несоответствием его представлениям об искусстве, это еще не означает, что его права были нарушены, поскольку в данном случае не имеется оснований для вывода об оказании услуги ненадлежащего качества в том значении, которое данному понятию придает Закон N 2300-1 и ГК РФ (Определение Московского городского суда от 17.12.2012 N 4г/8-11710).
Более того, если потребитель даже не может толком сформулировать, каким, с его точки зрения, должна быть театральная постановка, каким образцам она должна соответствовать, то суд в таком случае даже просто лишен возможности оценить разумность его доводов (Апелляционное определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14.03.2012 по делу N 11-141/2012). Следует также отметить, что, учитывая многообразие различных направлений в искусстве, потребитель не лишен возможности отказаться от получения одних услуг и заменить их другими.
Нет оснований также считать права потребителя нарушенными непредоставлением ему достоверной информации об услугах театра и их потребительских свойствах в ситуации, когда он сам действовал неосмотрительно и не потрудился выяснить нужные сведения, возможность получения которых была ему предоставлена в доступной форме. Презумпция отсутствия у потребителя специальных знаний не является абсолютной и не означает, что его везде должны водить за руку как несмышленое дитя, отвечая на все его детские вопросы. Поэтому любые безосновательные требования, основанные на нежелании или неумении получить информацию, судами отклоняются.
Так, например, в одном деле одно из многочисленных обществ по защите прав потребителя, которые на практике зачастую занимаются "потребительским террором", в судебном порядке требовало от Большого театра устранения нарушений прав неопределенного круга потребителей, указав в обоснование заявленных требований на тот факт, что с некоторых крайних зрительских мест бельэтажа не видно сцену, с других мест она видна только частично, с правой стороны бельэтажа невозможно увидеть транслируемые во время показа субтитры. Потребители об этом не предупреждаются ни при заказе билетов, ни при их оплате, чем ущемляются их права.
Отказывая в удовлетворении данных требований, суд исходил из того, что в помещении Большого театра у каждого окна касс находятся информационные уголки со схемой зала и сцены, с расстановкой мест и стоимостью билетов. Стоимость билета находится в прямой зависимости от расположения места относительно центра сцены, удаленности от нее и степени ее видимости с конкретного места в зрительском зале, что дает каждому потребителю возможность выбора места (Определение Московского городского суда от 06.03.2012 по делу N 33-7163).
Истца, видимо, совершенно не заботило мнение остальных зрителей, художественных критиков, у которых оно могло быть совершенно иным, нежели у него, однако он просто требовал прекратить показ спектакля, считая, что имеет такое право. Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, суд указал на то, что постановка являлась новой, сведений о том, что она будет близка к классической версии, театром не сообщалось, в связи с чем у истца и не было оснований рассчитывать, что она будет таковой (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.09.2012 по делу N 11-23303).
Аналогичным образом и в другом деле суд отклонил требования родителей к организатору новогоднего мероприятия для детей о возврате стоимости приобретенных купонов. Истцы считали, что их дети в силу меньшего возраста, чем остальные ребятишки, не могли полноправно участвовать в мероприятии, водить хороводы, рассказывать стихи, самостоятельно подойти к Деду Морозу и Снегурочке, однако суд на это заметил, что родители могли до покупки купонов ознакомиться с возрастными ограничениями, заявленными организатором мероприятия.
Кроме того, суд даже счел нужным дополнительно указать на то, что эмоциональное восприятие шоу взрослыми и малолетними детьми различается, то, что пришлось не по вкусу родителям, не обязательно должно было не понравиться и их детям, которые в силу возраста не могли высказать свое мнение. Доказательств же того, что дети находились в стрессовом состоянии, плакали из-за мероприятия, истцы в материалы дела не представили, поэтому в удовлетворении исковых требований им было отказано в полном объеме (решение Дзержинского районного суда г. Перми от 13.11.2012 по делу N 2-3290/12).
Театры не только продают билеты самостоятельно и через театральных агентов, но и гастролируют по стране и за рубежом, в том числе на основании заключенного договора с заказчиками. В таких договорах, как правило, размер вознаграждения театра за оказанные услуги ставится в зависимость от выручки от продажи билетов, но не ниже определенной гарантированной суммы, которая покрывает расходы театра и позволяет ему получить минимальную прибыль. В такой ситуации заказчик как организатор мероприятия принимает на свой счет риски неуспешной продажи билетов и обязан оплатить оказанные ему услуги и при низкой посещаемости спектакля.
При уклонении от погашения долга он может быть с него взыскан в судебном порядке (Определение Ленинского районного суда г. Саратова от 10.10.2014 по делу N 2-4259/2014) с начислением штрафных процентов по ст. 395 ГК РФ или неустойки, если она была предусмотрена договором (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 по делу N А40-250449/15). Если договором гарантированного минимального платежа предусмотрено не было, то агент должен перечислить театру на счет или сдать в его кассу собранную от продажи билетов выручку за вычетом своего вознаграждения (заочное решение Ленинского районного суда г. Саратова от 21.01.2016 по делу N 2-255/2016, решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 06.10.2011 по делу N 2-3110/2011 и др.).
Если фактически поступившая театру сумма не соответствует данным о проданных билетах, то разница подлежит взысканию с театрального агента (заочное решение Кировского районного суда г. Саратова от 17.09.2015 по делу N 2-6742/2015). При несдаче агентом выручки в театр и невозврате при этом нереализованных билетов он компенсирует их стоимость (решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 03.03.2016 по делу N 2-819/16), учитывая, что они являются бланками строгой отчетности и имеют ценность (решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 20.07.2016 по делу N 2-3906/2016).
Договором может быть также предусмотрено условие о том, что агент гарантирует реализацию билетов в определенном объеме, что дает театру право требовать выплаты в его пользу соответствующей денежной суммы и в том случае, если фактически определенная часть билетов не была реализована, поскольку, приняв на себя определенное обязательство, агент должен его исполнить надлежащим образом (ст. ст. 309, 310 ГК РФ).
Театр должен располагать отчетом о проданных биле
Безымянная страница
Статьи и комментарии:
- Юридический справочник: долевая собственность
- Комментарий к ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов
- О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую
- Актуальные проблемы теории земельного права России: монография
- Жилищно-коммунальное хозяйство: 10 важных тем
- Строительство
- Самовольная постройка: исследование законодательства и практики Верховного Суда РФ: практическое пособие для судей
- Все об аренде: недвижимость, транспорт и другое имуществои
- Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости
- Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме
- Покупка квартиры в России: техника подбора, юридической проверки и проведения сделки: Монография"
- Недвижимое имущество: понятие и отдельные виды: Учебное пособие
- Индустрия гостеприимства в России
- Жилищный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. Путеводитель по судебной практике
- Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
- Собственник и социальный наниматель жилого помещения: сравнительный анализ гражданского и жилищно-правового статуса
- Как купить жилье: советы юриста
- Управляйте домом правильно: что нужно знать собственнику жилья
- Жилищные споры. Путеводитель по законодательству и судебной практике: Научно-практическое пособие
- Земельный участок и постройки: особенности владения, пользования и распоряжения
- Комментарий к новому закону "О государственном кадастре недвижимости".
- Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования.
- Справочник собственника и арендатора.
- Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
- Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
- Правовой режим недвижимого имущества
- Имущественный налоговый вычет.
- Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
- Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
- Правовой режим недвижимого имущества
- Вы покупаете квартиру. Все вопросы: от проекта до оформления прав собственности (2009г.)
- Капитальный ремонт, реконструкция, переустройство и перепланировка объектов недвижимости: юридические аспекты

Политика конфиденциальности
Copyright 2008 - 2018 гг. Help-Realty.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!