§ 3. Цирковое искусство

Посещение цирка (от лат. circus - круг) является одним из самых популярных и увлекательных развлечений в нашей стране, поэтому там всегда царит аншлаг и приятное оживление, а билеты стремительно раскупаются. Все желающие могут окунуться с головой в чарующую атмосферу шумного и волнительного праздника, происходящего в реальности, но при этом словно за гранью возможного <206>, где есть своя богатая история и прекрасные традиции, особые магические ощущения и даже причудливые приметы.
--------------------------------
<206> Примочкин Б. Цирк вдохновляет, зажигает, распиливает // Моя Москва. 2001. Сентябрь; http://www.circusnikulin.ru/lang/rus/file/about/index.html (дата обращения: 23.11.2016).

Как записала Ю. Бурмистрова в своем репортаже с Цветного бульвара про один день в цирке: "Нельзя садиться спиной к арене - могут отомстить. Нельзя считать еще не полученные деньги, даже если подписан контракт, - к травме, разобьешься. Также запрещено спрашивать у цирковых, когда они уезжают на гастроли, а еще страшнее - когда возвращаются обратно (ведь могут и не вернуться). Нельзя в цирке есть семечки и вязать. И почему-то нельзя целовать артистов в нос. Никогда!" <207>.
--------------------------------
<207> Бурмистрова Ю. Пьяффе в круге первом. Один день в цирке. Репортаж с Цветного бульвара // Честный корреспондент. 14.03.2009; http://www.circusnikulin.ru/lang/rus/file/about/index.html (дата обращения: 23.11.2016).

В цирке можно с удовольствием посмотреть сложные и завораживающие трюки акробатов, на высокое мастерство воздушных гимнастов, эквилибристов и жонглеров <208>, оценить фокусы, пантомимы и репризы, захватывающие номера с дрессированными зверями <209>, а также искренне и от души посмеяться вместе с веселыми клоунами, забыв о повседневных заботах <210>. Как говорил наш замечательный писатель Л. Филатов, от всех болезней в мире лечит смех, и он-то из лекарств надежней всех <211>. В цирках праздничного веселья хоть отбавляй.
--------------------------------
<208> Самое удивительное, что многие заслуженные цирковые артисты после окончания карьеры идут работать в том же цирке в пожарную охрану, а также билетерами и гардеробщиками, потому что цирк - это не профессия, а жизнь, которой они живут и уходить из нее никуда не хотят. См.: Бурмистрова Ю. Максим Никулин: "Цирк - честное место. Директор цирка считает, что плохой чиновник страшнее кризиса" // Честный корреспондент. 14.03.2009; http://www.circusnikulin.ru/lang/rus/file/about/index.html (дата обращения: 23.11.2016).
<209> В замечательном рассказе А.И. Куприна "Слон" к больной девочке по имени Надя прямо домой ее великодушный отец привел из зверинца большого слона, которого звали Томми. Пораженная тем, насколько он громадный, девочка, нисколько не оробев, спросила у слона, как он поживает, и заверила, что ни капельки его не боится. Общение с добрым и умным животным помогло девочке исцелиться. См.: Куприн А.И. Яма. Повести. Рассказы. М.: Пресса, 1996. С. 125 - 134. В советское время в Йошкар-Оле был реальный случай, когда слона специально поили водкой, чтобы он не замерз до приезда фургона, увозившего труппу артистов со зверями из-за обильно выпавшего снега. Захмелевший слон трубил во весь хобот страшным басом, беспрестанно шатался и разрывал цепи с ног, но в итоге все обошлось благополучно. См.: Ольшанская Е. А слонам - чаю с водкой // Аргументы недели. 17.07.2008. N 29 (115); http://www.circusnikulin.ru/lang/rus/file/about/index.html (дата обращения: 23.11.2016).
<210> Во времена царской России на арене цирка можно было увидеть даже французскую борьбу, насколько это можно судить по замечательной повести И. Василенко "Артемка в цирке", где главный герой, юный сапожник, попал в цирк и был просто очарован его атмосферой, сдружился со старым сторожем, который стал его пускать на все представления, говоря всем, что он его родной внук. Артемка стал своим человеком в цирке и даже завоевал расположение чернокожего борца Чемберса Пепса, с которым они стали закадычными друзьями // Библиотека мировой литературы для детей. М.: Детская литература, 1983. Т. 27.
<211> Филатов Л. Любовь к трем апельсинам. М.: Эксмо-Пресс, 1997.

Наш российский цирк является выдающимся творческим явлением в мировом художественном пространстве, обладая собственными уникальными традициями, художественными открытиями, трюковыми ноу-хау <212>, а также другими авторскими разработками, получившими признание и распространение в мире. Цирковые представления с участием российских артистов имеют широчайшую географию и пользуются успехом во многих странах, их номера и аттракционы постоянно завоевывают призовые места на международных конкурсах и фестивалях.
--------------------------------
<212> В другом прекрасном произведении А.И. Куприна "Ольга Сур" один из героев, месье Пьер, незаметный артист, которым затыкали конец вечера, когда почтенная публика надевала шубы и шляпы, торопившись до толкотни к выходу, разучил один цирковой трюк, который дал ему на первых порах известность. Месье Пьер, изменивший имя на господина Никаноро Нанни, придумал номер, в котором он прыгал с трамплина с двумя двадцатипятифунтовыми гирями в каждой руке, затем бросал их и, преодолев закон тяжести, становился внезапно легче на целых пятьдесят фунтов, взвивался кверху и изящно заканчивал свой полет. Публика, правда, хлопала этому необычному трюку только в первый раз, а затем начала скучать, поскольку достоинство было понятно только знатокам циркового искусства, говорившим, что такие чудеса в цирковом искусстве встречаются лишь раз в столетие. См.: Куприн А.И. Колесо времени. Романы. Рассказы. М.: Пресса, 1996. С. 153 - 161.

Как отмечается в Концепции развития циркового дела в России на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 02.04.2012 N 434-р, цирковая система формировалась в нашей стране на протяжении всего XX в. В советские годы было создано Всесоюзное творческо-производственное объединение "Союзгосцирк", которое монопольно управляло творческим составом и имущественным комплексом циркового дела. Социально-экономические изменения конца 80-х годов прошлого века повлекли за собой организационную перестройку цирковой системы, в результате чего была создана Государственная компания "Российский цирк", ставшая правопреемником Союзгосцирка, затем преобразованная в федеральное казенное предприятие.
Росгосцирк занимается решением широкого круга вопросов: не только подготовка и организация в форме публичного исполнения, показа, проката и других форм использования в России и за рубежом произведений циркового и иных жанров искусства, но также организация и проведение фестивалей, выставок, творческих смотров и конкурсов, издательская деятельность, опытно-конструкторские работы, экспериментальное производство, повышение квалификации артистов и др. (Постановление Правительства РФ от 19.07.2007 N 454 "Об утверждении устава Федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания").
Помимо Росгосцирка и его сети филиалов по всей стране в творческом процессе заняты и другие игроки, предоставляющие потребителям свои культурно-зрелищные услуги. Это не только цирки, учрежденные субъектами Российской Федерации, но и цирковые кружки, студии, любительские цирковые коллективы, общественные объединения, а также частные цирковые компании, самая крупная из них - Московский цирк на Цветном бульваре им. Ю. Никулина.
Большой популярностью пользуется также всемирно известный Цирк Дю Солей (Cirque du Soleil Inc.), гастролирующий по всему миру и в декабре 2008 г. объявивший о долгосрочных инвестициях на российском рынке. Среди наиболее известных проектов данного цирка можно назвать постановку по мотивам творчества Майкла Джексона "Michael Jackson THE IMMORTAL World Tour", лиричное барочное шоу "Alergia" и масштабная гастрольная постановка "Zarkana", на которой в России была поздравлена миллионная зрительница, получившая "вечный" билет на все мероприятия цирка в России <213>.
--------------------------------
<213> http://www.cds.ru/about (дата обращения: 23.11.2016).

Свои взаимоотношения с частными цирковыми компаниями Росгосцирк выстраивает на основании договора на осуществление проката цирковых программ. 28.01.2016 было утверждено Положение о его гастрольно-прокатной деятельности N 77/п (далее - Положение N 77/п), в котором сформулированы следующие задачи и принципы такой деятельности <214>:
--------------------------------
<214> http://www.circus.ru/documents (дата обращения: 24.11.2016).

- организация в форме публичного исполнения, показа, проката и других форм использования в России и за рубежом произведений циркового и иных жанров искусства, организация обменов артистическими группами и исполнителями с зарубежными коллективами;
- организация и проведение фестивалей, творческих смотров и конкурсов, выставок, семинаров и конференций, а также концертов, театральных, спортивных, музыкальных представлений и иных культурно-развлекательных зрелищных мероприятий;
- организация и создание сложных инновационных прокатных программ с привлечением современных рыночных механизмов;
- осуществление выбора контрагентов на основании конкурсных процедур.
В Положении N 77/п приведены условия сотрудничества Росгосцирка с прокатчиками в сфере гастрольно-прокатной деятельности, которые и в настоящее время согласовываются в заключаемых между ними договорах.
К числу таких условий, в частности, относятся следующие: состав цирковой программы (совокупность номеров, интермедий, пролога, эпилога и т.п., составляющих цирковое представление), используемые сценические площадки (сторонние и/или принадлежащие Росгосцирку) с указанием маршрута, т.е. последовательности работы по прокату программ на площадках в определенный период времени (гастрольный период), основной прокатный сезон (период осуществления гастролей с сентября по май) или летний прокатный сезон (с июня по август).
В договоре стороны оговаривают размер вознаграждения Росгосцирка в виде процента от выручки за прокат тех или иных цирковых программ и срок его выплаты в виде единовременного платежа или нескольких выплат по согласованному графику, возможность пересмотра размера доли Росгосцирка в зависимости от количества проданных билетов (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда г. Москвы от 17.03.2016 по делу N А40-183569/15). Расчет всей стоимости по договору осуществляется с учетом транспортных расходов, оплаты труда артистов и персонала, цен на корм для животных, стоимости проживания, костюмов и другого реквизита, амортизационных расходов, суммы текущих расходов сценической площадки и др.
Участникам рынка, особенно частным цирковым компаниям как экономически более слабой стороне по отношению к Росгосцирку, следует не допускать ситуацию, когда они приступают к прокату цирковой программы в отсутствие заключенного договора. Даже при наличии ранее заключенного договора с истекшим сроком действия им будет сложно доказать достигнутые договоренности относительно совместной работы, распределения выручки от проведения мероприятия и ее размера, если только нет доказательств фактического исполнения сделки (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.04.2016 по делу N А32-6654/2015, Постановление ФАС Московского округа от 20.06.2013 по делу N А40-105836/12-152-641). Однако в любом случае процесс доказывания будет длительным и непростым, с хождением судебного дела несколько раз по инстанциям (Постановления Арбитражного суда Московского округа от 16.06.2016 по делу N А40-97703/2015).
Если для осуществления прокатной деятельности привлекаются артисты самого Росгосцирка, продюсеры, создающие и финансирующие совместные творческие продукты, то все эти вопросы должны быть отражены в договоре. Расчеты с артистами и иным персоналом, услуги которого предоставляются в составе передаваемой цирковой программы, может производить сам Росгосцирк с последующей компенсацией со стороны прокатчика, которая рассчитывается отдельно от его доли в выручке от проданных билетов (решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2016 по делу N А40-1399/16-15-9).
Выбор прокатчика для сотрудничества осуществляется Росгосцирком с учетом его положительной деловой репутации, высокого художественного уровня цирковых представлений, культурно-зрелищных мероприятий и иных программ, продвижения им лучших достижений циркового искусства, наличия финансовых, материальных средств, квалифицированного персонала, а также иных возможностей (ресурсов) для организации проката, опыта проведения зрелищных мероприятий, отсутствия задолженности перед Росгосцирком и его филиалами в течение не менее двух прокатных периодов подряд и др. По окончании сезона Росгосцирк принимает решение о ее дальнейшем прокате на основании оценки ее финансовых результатов и художественных достоинств.
В договоре проката цирковой программы между Росгосцирком и прокатчиками урегулирован целый комплекс взаимоотношений по самым различным вопросам: от использования объектов интеллектуальной собственности и имущественного комплекса цирка до компенсации затрат при проведении гастролей и распределения собранной выручки. В соответствии с Положением N 77/п договор проката является договором оказания услуг, правоотношения по которому регулируются гл. 39 ГК РФ. При этом условия договора могут содержать элементы иных видов договоров (подряд, лицензионный договор, аренда и др.), к которым применяются правила о договорах, предусмотренных законом в соответствующей части.
Договор проката должен содержать условие о предмете, обязательства и ответственность сторон, цену договора или способы ее определения, срок исполнения денежных обязательств, при этом цена включает компенсацию издержек Росгосцирка, включая издержки его филиала и причитающееся ему вознаграждение, маршрут проката, сроки проката программы на каждой сценической площадке, периоды погрузки, разгрузки реквизита и животных, переездов участников цирковой программы, реквизита и животных с одной сценической площадки на другую.
Помимо этого договор проката должен включать обязательство прокатчика по оплате переездов цирковой программы в период проката в соответствии с графиком проведения гастролей, содержанию и кормлению животных, текущему ремонту реквизита, порядок внесения изменений в условия договора, в том числе маршрута гастролей, состава программы, обязательство сторон по составлению акта выполненных работ и сверки расчетов по завершении гастролей в каждом месте гастролей.
Иными словами, предоставление цирковой программы является общим понятием, которым охватывается весь спектр обязательств со стороны Росгосцирка: предоставление своих работников для участия в прокате программ, передача декораций, предметов бутафории, костюмов и иного реквизита, животных, доставка, погрузочно-разгрузочные работы, лицензии на использование цирковых программ, документации, предоставление своей или других площадок и др. (Постановление ФАС Московского округа от 04.05.2008 N КГ-А40/12369-07). Прокат цирковой программы включает в себя обязательства прокатчика перед ним (использование цирковой программы на согласованных условиях с перечислением части выручки в качестве встречного предоставления).
Такая сложная сделка по своей правовой природе является именно смешанной (п. 3 ст. 421 ГК РФ), поскольку она включает в себя элементы различных гражданско-правовых сделок <215>. Это могут быть даже элементы посреднического договора, если в договоре проката предусмотрено право прокатчика выступить в качестве агента и продавать билеты от имени Росгосцирка (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда г. Москвы от 18.05.2016 по делу N А40-214972/15). Однако договор проката цирковой программы может быть и обычным договором возмездного оказания услуг, поскольку выполнение любых подготовительных мероприятий для оказания единой комплексной услуги может быть за рамками этого договора (ст. ст. 704 и 783 ГК РФ).
--------------------------------
<215> Бычков А.И. Моделирование смешанного договора // Экономико-правовой бюллетень. 2016. N 7. М.: Экономическая газета, 2016.

Отметим, что ранее до принятия Положения N 77/п в судебной практике вопрос о квалификации договора проката цирковой программы не возникал, поскольку подавляющее большинство споров касалось взыскания в пользу Росгосцирка с прокатчика задолженности. При доказанности исполнения обязательств со стороны истца выяснение правовой природы сложившихся между ними правоотношений на основании сделки, поименованной сторонами как договор проката, принципиального значения не имеет, равно как и вид документа, которым оформляется исполнение обязательств Росгосцирка: акт об оказанных услугах, акт выполненных работ, справка-расчет и др. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.11.2015 по делу N А40-29497/15, Постановления ФАС Московского округа от 10.07.2013 по делу N А40-102285/12-118-928, от 31.05.2013 по делу N А40-105838/12-53-989).
Для разрешения спора о взыскании долга достаточно даже применения общих норм обязательственного права, содержащихся в ст. ст. 309 - 310 ГК РФ (решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 21.04.2014 по делу N 2-1985/2014), но к ним суды добавляли еще и ст. ст. 779 и 781 ГК РФ (Постановления Арбитражного суда Московского округа от 06.04.2016 по делу N А40-97672/2015, от 09.02.2016 N Ф05-20937/2015, от 28.12.2015 по делу N А40-30953/2015, решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.2015 по делу N А40-141408/15 и др.). При отсутствии доказательств оплаты предоставленного Росгосцирком исполнения либо неисполнения им своих обязательств оснований для освобождения заказчика от обязанности внести оплату не имеется (Постановление ФАС Московского округа от 20.06.2013 по делу N А40-102301/12-102-938).
Таким образом, для целей определения размера долга прокатчика и его взыскания в пользу Росгосцирка юридическая квалификация заключенного между ними договора не имеет значения, если имеются доказательства оказания Росгосцирком своих услуг в виде актов об оказанных услугах, актов сверок, счетов и счетов-фактур, выписок по счетам о произведенной прокатчиком частичной оплаты (решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2015 по делу N А40-202314/15), актов приема-передачи реквизита, комплектов билетных книжек, оборудования, переписки по электронной почте, частичного перечисления оплаты, признания долга и др. (Постановления Арбитражного суда Московского округа от 31.03.2016 по делу N А40-22021/2015, от 21.01.2016 по делу N А40-31393/2015).
Правовую квалификацию договора на прокат цирковой программы нужно проводить только в случае, когда между ними возник спор, связанный с исполнением самих обязательств. Для его правильного разрешения необходимо установить характер спорных правоотношений с целью определения круга правовых норм, подлежащих применению.
Правила посещения цирка в нашей стране для потребителей во многом схожи с театральными правилами, поэтому нет необходимости подробно на них здесь останавливаться, отметим лишь наиболее примечательные моменты. Так, в Правилах посещения зрителями Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского предусмотрено, что на территории данного учреждения запрещается частая розничная торговля и другая коммерческая деятельность в фойе и зрительном зале без письменного разрешения администрации цирка <216>. Учитывая ограничительную направленность данного запрета, видимо, разработчик правил не считает нарушением не слишком частую розничную торговлю, а также любую коммерческую деятельность в иных местах цирка, например в гардеробе и буфете.
--------------------------------
<216> http://www.bigcirc.ru/main/rules (дата обращения: 04.12.2016).

Потребители при посещении цирка должны проявлять особую осторожность, учитывая, что в нем находятся дикие звери. Некоторые цирки в свои правила даже включают условие о том, что зрители самостоятельно несут все риски, связанные с посещением мероприятия <217>. Цирк не отвечает за вред, причиненный жизни или здоровью потребителя на прилегающей к его зданию территории, если он не отвечает за ее содержание, а также за любые инциденты с участием других посетителей (заочное решение Серовского районного суда Свердловской области от 09.04.2015 по делу N 2-753/2015).
--------------------------------
<217> См., например: Правила посещения зрителями Большого Московского городского цирка на проспекте Вернадского // http://greatcircus.ru/#!pages/rules (дата обращения: 23.11.2016).

Такие условия в правилах посещения цирка не противоречат закону, но при этом они предполагают от администрации культурно-развлекательного учреждения принятие всех необходимых мер безопасности. К ним относятся такие меры, как: установка металлических рамок, систем видеонаблюдения и пожарной сигнализации <218>, выборочный досмотр посетителей, их инструктаж в процессе исполнения цирковых номеров с участием хищных зверей и т.п.) с целью минимизации возможных рисков и угроз.
--------------------------------
<218> См.: п. 2.10 Правил посещения зрителями Новосибирского государственного цирка // http://nsccircus.ru/pravila.html (дата обращения: 23.11.2016).

Так, например, в правилах посещения государственного Ивановского цирка предусмотрено, что во время представления не разрешается освещать артистов и животных лазерными указками и другими источниками направленного излучения, а во время работы номеров с животными хождение зрителей по залу категорически запрещено в целях обеспечения безопасности. Вход, выход из зрительного зала и вход обратно во время представления разрешен строго из фойе второго этажа <219>. Любые подобного рода разумные ограничения обязательны для исполнения всеми зрителями в целях их собственной безопасности.
--------------------------------
<219> http://www.circus-ivanovo.ru/pravila-poseshcheniya-tsirka.php (дата обращения: 23.11.2016).

Если российские цирки используют стандартные правила, то тот же международный Цирк Дю Солей, покоривший в России всех своими изящными и уникальными цирковыми программами, свои правила для потребителей не адаптировал под российские реалии.
Например, в свой договор на приобретение билетов на представления данный цирк включил условие о своем праве изменить политику возврата денег и (или) обмена билетов в любой момент времени по своему единоличному усмотрению, что не соответствует закону (ст. ст. 167 - 168, 422, п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 16 Закона N 2300-1). Черкесы - кровожадный народ, да и то так не делают, как сказал бы чеховский персонаж господин Назарьев, чиновник с тщедушным жалованием, которого хватало только на табак, вечно пахнущий яичным мылом и карболкой, считавший себя страшным волокитой. Он высказал эту глубокую мысль, когда приехал свататься к девице Подзатылкиной, недовольный выделенным ее родителями приданым. Правда, и сама невеста была замечательна тем, что ничем не замечательна <220>.
--------------------------------
<220> Чехов А.П. Сельские эскулапы: Собр. соч. СПб., 1995. С. 111.

Филиалы Росгосцирка в работе используют типовые правила посещения для посетителей, которые в целом почти полностью идентичны, за исключением отдельных случаев, когда над редакцией увлеченно работали в тех или иных филиалах. Возможно, даже каждый из сотрудников цирка внес в редакцию свою лепту, поскольку иногда можно встретить довольно занимательные тексты. Взяв, к примеру, текст Правил посещения зрителями Владивостокского государственного цирка от 03.06.2013 N 40 <221>, можно увидеть следующие положения.
--------------------------------
<221> http://pupils.ru/circus/fyi (дата обращения: 23.11.2016).

Со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" и Приказ Министерства культуры РФ от 17.12.2008 N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности" о том, что билет является бланком строгой отчетности, в п. 2.8 названных Правил делается утверждение о том, что к лицу, купившему билет в цирк, переходит право собственности на него как на вещь, поэтому он обмену и возврату не подлежит, а при его утрате не восстанавливается. Автор этой восхитительной придумки, видимо, остался очень доволен своей находчивостью, а именно тем, что ему так ловко удалось донести до потребителей мысль о том, что им не следует даже соваться в кассу цирка с требованием о возврате денег.
Между тем, как мы уже видели в первом параграфе настоящей главы, билет в цирк, в театр, на балет, концерт или на посещение любого иного без исключения культурно-развлекательного учреждения представляет собой не что иное, как обычную бумагу, хотя и красиво и довольно эффектно оформленную. Билет сам по себе является не товаром, выступающим предметом сделки розничной купли-продажи, а документом, удостоверяющим факт заключения договора об оказании культурно-зрелищных услуг. Целью его приобретения является получение услуги в виде показа циркового представления, а не простая покупка бумажного билета как такового (Апелляционное определение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 21.08.2014 по делу N 11-318/2014).
В отрыве от мероприятия, являющегося услугой, оказываемой и потребляемой в процессе ее предоставления, билет никакой потребительской ценности не имеет и годится разве что для коллекции или для прозаического использования в укромном местечке за неимением другой бумаги. Тот факт, что билет в цирк является бланком строгой отчетности, сам по себе не свидетельствует о том, что потребитель лишен возможности его сдать, отказавшись от посещения цирка. Поэтому мы не разделяем оптимизма автора приведенных правил посещения цирка во Владивостоке и считаем, что названное условие является недействительным, поскольку оно ущемляет право потребителя на односторонний отказ от договора.
Помимо данного условия в правилах посещения зрителями Владивостокского государственного цирка имеются и другие небезынтересные положения. Цирк закрепил за собой право взимать компенсацию за утрату жетона в размере 1 000 руб. По сравнению с расценками, принятыми в театральной сфере (100 - 500 руб.), это настоящий грабеж. При этом Владивостокский цирк во избежание недоразумений в Правилах прямо оговорил, что размер компенсации обусловлен не ценой жетона, а трудозатратами его работников, участвующих в разрешении ситуации по существу.
Между тем затраты на оплату труда работников, состоящих в штате цирка, являются для него обычными, законодательно установленными расходами, которые он несет в силу факта трудовых отношений с ними. Поэтому в качестве убытков такие расходы рассматривать нельзя, и за счет потребителя, имевшего неосторожность потерять жетон от гардероба, они компенсации не подлежат. Себестоимость номерка, исходя из содержания документов с поставщиком цирка о поставке их партий, можно использовать как ориентир в определении размера причиненного ущерба (ст. 15 ГК РФ).
Владивостокский цирк также в своих Правилах установил норму о том, что все споры и разногласия между ним и зрителями должны быть урегулированы в досудебном порядке путем проведения переговоров. И только лишь в случае невозможности прийти к консенсусу спор подлежит передаче в суд. Учитывая, что потребитель по спорам, связанным с оказанием ему театрально-зрелищных услуг, не связан обязанностью соблюдения претензионного или иного досудебного порядка, такое условие правил цирка не имеет никакой силы.
Такое же право цирка, как изменение времени проведения представлений, замена номеров или изменение порядка их следования, закону не противоречит. Это связано с тем, что потребитель получает услугу в том объеме, как заказывал, при таком же уровне качества, в связи с тем что изменение или уточнение ее отдельных параметров, не меняющих ее суть, не может рассматриваться как ущемление прав потребителей. Тем самым данная ситуация отличается от случаев отмены или переноса представлений, когда потребители лишаются того, на что были вправе рассчитывать при заключении договора.
При нарушении своих прав и законных интересов потребитель вправе соответствующие требования предъявить к цирку, но не к агенту, который занимается по договору с цирком реализацией за плату билетов на представления, поскольку он за допущенные самим цирком нарушения не отвечает. Это связано с тем, что агент является только лишь посредником, а не устроителем или организатором мероприятия (Апелляционное определение Комсомольского районного суда г. Тольятти от 23.07.2014 по делу 11-75/14).
От агента можно потребовать возврата комиссии, начисленной сверх цены билета, если представление не состоялось или потребитель по иным причинам в нарушение закона был лишен возможности посетить мероприятие. В таком случае потребитель по своему выбору вправе предъявить иск к цирку с основными требованиями и к агенту в части возврата уплаченной в его пользу комиссии либо только к цирку. В этом случае он заявляет уплаченную агентом комиссию в качестве убытков, что соответствует ст. ст. 15, 393 ГК РФ и разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
Иным образом будет обстоять дело в случае, если потребитель был лишен возможности посетить цирковое представление по вине перевозчика, который доставил его в пункт назначения с опозданием. Стоимость утраченных билетов в цирк, убытки и компенсацию морального вреда в такой ситуации потребитель вправе предъявить к перевозчику. Тот несет перед ним ответственность за нарушение срока оказания транспортной услуги, если только не докажет, что нарушение обязательства имело место вследствие форс-мажорных обстоятельств (Апелляционное определение Советского районного суда г. Волгограда от 19.12.2014 по делу N 11-3/2015).
При формулировании своих требований к цирку потребитель должен действовать разумно и добросовестно с учетом специфики услуги, которую ему оказывает данное учреждение. Суд при разрешении спора в любом случае учитывает, насколько существенными были допущенные цирком нарушения, была ли фактически предоставлена услуга потребителю и в каком объеме, воспользовался ли он ей, поскольку от выяснения указанных обстоятельств прямо зависит возможность удовлетворения его требований.
Так, например, в одном деле потребитель посетил цирковое представление, однако остался недоволен. Вместо обещанного шоу со слонами и медведями ему показали только новогоднее представление, которое не имело никакого отношения к цирковой программе. Администрация цирка ему сообщила в ответ на претензию о возврате денег за билет, что один из слонов погиб, поэтому представление с участием зверей сняли с показа, о чем заранее все потребители были проинформированы. Однако истец считал, что, раз в программе был заявлен номер со слонами и медведями, остальных зверей можно было показать, поскольку никаких препятствий для этого не было, по его мнению.
Между тем истец не учитывал, что целостность художественной постановки предполагает участие в ней всех зверей, притом что в любом случае возможность ее исполнения относится к исключительной компетенции администрации цирка, поскольку это творческий процесс, в котором задействовано много факторов. Понимание существа мероприятия самим истцом основано исключительно на его субъективном представлении по поводу надлежащего качества зрелищной услуги.
Факт нарушения его прав действительно имел место, но с учетом обстоятельств дела, в частности того, что мероприятие состоялось и он на нем присутствовал, ему следовало поставить вопрос не о возврате всей суммы целиком, а о соразмерном уменьшении цены услуги в соответствии со ст. 29 Закона N 2300-1 (Апелляционное определение Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 07.10.2013 по делу N 11-120/2013).
Кроме того, при оценке обоснованности исковых требований суд не может не учитывать и такие немаловажные обстоятельства, как социально-экономическая ситуация в стране, общий уровень развития циркового дела и имеющиеся проблемы. Так, например, применительно к вопросу об использовании цирковых программ с участием слонов и иных дорогостоящих животных следует учитывать заявления руководства Росгосцирка.
Они касаются того, что ввиду непростого финансово-экономического положения Росгосцирк не может позволить себе покупку животных и будет вынужден для решения этой проблемы обращаться к государству <222>. В противном случае ситуация может оказаться совсем плачевной, и в скором времени из репертуара цирка могут пропасть многие интересные программы <223>. В свете этой проблемы требования потребителей, как в приведенном судебном споре, становятся еще менее основательными.
--------------------------------
<222> И это не считая того, что некоторые артисты самоуправно приобретают сов и иных животных без надлежащей проверки ветеринарных документов, держат их вместе с цирковыми животными, что провоцирует распространение инфекций и гибель. В целях противодействия такому
Безымянная страница
Статьи и комментарии:
- Юридический справочник: долевая собственность
- Комментарий к ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов
- О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую
- Актуальные проблемы теории земельного права России: монография
- Жилищно-коммунальное хозяйство: 10 важных тем
- Строительство
- Самовольная постройка: исследование законодательства и практики Верховного Суда РФ: практическое пособие для судей
- Все об аренде: недвижимость, транспорт и другое имуществои
- Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости
- Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме
- Покупка квартиры в России: техника подбора, юридической проверки и проведения сделки: Монография"
- Недвижимое имущество: понятие и отдельные виды: Учебное пособие
- Индустрия гостеприимства в России
- Жилищный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. Путеводитель по судебной практике
- Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
- Собственник и социальный наниматель жилого помещения: сравнительный анализ гражданского и жилищно-правового статуса
- Как купить жилье: советы юриста
- Управляйте домом правильно: что нужно знать собственнику жилья
- Жилищные споры. Путеводитель по законодательству и судебной практике: Научно-практическое пособие
- Земельный участок и постройки: особенности владения, пользования и распоряжения
- Комментарий к новому закону "О государственном кадастре недвижимости".
- Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования.
- Справочник собственника и арендатора.
- Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
- Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
- Правовой режим недвижимого имущества
- Имущественный налоговый вычет.
- Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
- Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
- Правовой режим недвижимого имущества
- Вы покупаете квартиру. Все вопросы: от проекта до оформления прав собственности (2009г.)
- Капитальный ремонт, реконструкция, переустройство и перепланировка объектов недвижимости: юридические аспекты

Политика конфиденциальности
Copyright 2008 - 2018 гг. Help-Realty.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!