Статья 9. Федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки

Комментарий к статье 9

В комментируемой статье предусмотрено и регламентировано осуществление федерального государственного надзора за проведением ГКО. В отличие от этого Закон 1998 г. об оценке предусматривает и регламентирует осуществление надзора за деятельностью СРО оценщиков (ст. 24.5), а Закон 2007 г. о кадастровой деятельности - осуществление государственного надзора за соблюдением СРО кадастровых инженеров, национальным объединением требований данного Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ (ст. 30.5). Приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2011 г. N 203 утвержден Порядок осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков <56>.
--------------------------------
<56> БНА ФОИВ. 2011. N 30.

В рамках регламентации осуществления федерального государственного надзора за проведением ГКО ч. 6 комментируемой статьи отсылает к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в настоящем комментарии обозначается как "Закон 2008 г. о защите прав при осуществлении контроля"), предусматривая при этом необходимость учета особенностей, установленных комментируемым Законом, т.е. особенностей, установленных комментируемой статьей.
Закон 2008 г. о защите прав при осуществлении контроля согласно ч. 1 его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ <57>) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
--------------------------------
<57> СЗ РФ. 2009. N 52. (ч. I). Ст. 6441.

Положениями ч. 2 данной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ <58>) указано, что названным Законом устанавливаются:
--------------------------------
<58> pravo.gov.ru. 2016. 4 июля.

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Часть 1 комментируемой статьи определяет понятие федерального государственного надзора за проведением ГКО, в т.ч. за установленной комментируемым Законом периодичностью проведения ГКО, - это деятельность органа регистрации прав (т.е. Росреестра, см. коммент. к ст. 8 Закона), направленная на предупреждение, выявление, пресечение нарушений порядка проведения ГКО, установленного данным Законом (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "порядок проведения государственной кадастровой оценки"), в т.ч. методических указаний о ГКО, посредством организации и проведения проверок в порядке, предусмотренном ч. ч. 5 и 6 комментируемой статьи (т.е. в порядке, предусмотренном Законом 2008 г. о защите прав при осуществлении контроля и соответствующим нормативным правовым актом Правительства РФ), а также принятие предусмотренных комментируемым Законом мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В п. 2 ст. 2 Закона 2008 г. о защите прав при осуществлении контроля общее понятие "федеральный государственный контроль (надзор)" определено как деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории России. Более общее понятие "государственный контроль (надзор)" определено в п. 1 указанной статьи - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Часть 2 комментируемой статьи предусматривает составление органом регистрации прав, т.е. Росреестром, по итогам проверок соблюдения порядка проведения ГКО, в т.ч. методических указаний о ГКО, актов проверок.
Общие положения о порядке оформления результатов проверки закреплены в ст. 16 Закона 2008 г. о защите прав при осуществлении контроля, согласно ч. 1 которой по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Там же, в ч. 1 ст. 16 Закона 2008 г. о защите прав при осуществлении контроля, предусмотрено, что типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На основании данной нормы Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <59> среди прочего утверждена типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя.
--------------------------------
<59> РГ. 2009. 14 мая. N 85.

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи в случае выявления нарушений, связанных с несоблюдением порядка проведения ГКО, в т.ч. методических указаний о ГКО, орган регистрации прав, т.е. Росреестр, выдает предписание об устранении выявленных нарушений.
Данная норма основана на более общей норме п. 1 ст. 1 ст. 17 Закона 2008 г. о защите прав при осуществлении контроля, согласно которой (в ред. Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 127-ФЗ <60>) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в т.ч. уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
--------------------------------
<60> pravo.gov.ru. 2016. 1 мая.

В ч. 3 комментируемой статьи также предусмотрено полномочие федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере ГКО, т.е. Минэкономразвития России (см. коммент. к ст. 5 Закона), по установлению формы предписания об устранении выявленных нарушений, связанных с несоблюдением порядка проведения ГКО, в т.ч. методических указаний о ГКО. В целях реализации данной нормы подготовлен проект Приказа Минэкономразвития России "Об утверждении формы предписания об устранении выявленных нарушений, связанных с несоблюдением порядка проведения государственной кадастровой оценки" <61>. Сведений об издании соответствующего нормативного правового акта в настоящее время нет.
--------------------------------
<61> regulation.gov.ru. 2016. 29 декабря.

Положения ч. 4 комментируемой статьи определяют перечень прав, предоставляемых органу регистрации прав, т.е. Росреестру, при осуществлении федерального государственного надзора за проведением ГКО. Так, предусмотрено, что орган регистрации прав имеет право:
1) запрашивать и получать документы и материалы, необходимые для проведения проверки;
2) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений порядка проведения ГКО, в т.ч. методических указаний о ГКО;
3) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
Закон 2008 г. о защите прав при осуществлении контроля не содержит перечня прав должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки, но в его ст. ст. 18 и 19 закреплены положения, посвященные соответственно обязанностям указанных должностных лиц и ответственности органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверки.
Часть 5 комментируемой статьи делегирует Правительству РФ полномочие по установлению порядка осуществления федерального государственного надзора за проведением ГКО, устанавливая при этом, что такой порядок должен включать в т.ч. критерии проверки соблюдения методических указаний о ГКО. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего нормативного правового акта Правительства РФ.
Норма ч. 5 комментируемой статьи основана на более общей норме п. 2 ст. 2 Закона 2008 г. о защите прав при осуществлении контроля (как говорилось выше, в этом пункте дано определение понятию "федеральный государственный контроль (надзор)"), согласно которой (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ) порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Президентом РФ или Правительством РФ в соответствии с данным Законом и другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними административными регламентами.

Безымянная страница
Статьи и комментарии:
- Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме
-
Покупка квартиры в России: техника подбора, юридической проверки и проведения сделки: Монография"
-
Недвижимое имущество: понятие и отдельные виды: Учебное пособие
-
Индустрия гостеприимства в России
-
Жилищный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. Путеводитель по судебной практике
-
Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
-
Собственник и социальный наниматель жилого помещения: сравнительный анализ гражданского и жилищно-правового статуса
-
Как купить жилье: советы юриста
-
Управляйте домом правильно: что нужно знать собственнику жилья
-
Жилищные споры. Путеводитель по законодательству и судебной практике: Научно-практическое пособие
-
Земельный участок и постройки: особенности владения, пользования и распоряжения
-
Комментарий к новому закону "О государственном кадастре недвижимости".
-
Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования.
-
Справочник собственника и арендатора.
-
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
-
Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
-
Правовой режим недвижимого имущества
-
Имущественный налоговый вычет.
-
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
-
Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
-
Правовой режим недвижимого имущества
-
Вы покупаете квартиру. Все вопросы: от проекта до оформления прав собственности (2009г.)
-
Капитальный ремонт, реконструкция, переустройство и перепланировка объектов недвижимости: юридические аспекты

Политика конфиденциальности
Copyright 2008 - 2018 гг. Help-Realty.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!