Статья 16. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки

Комментарий к статье 16

Комментируемая статья регламентирует определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней ГКО и датой проведения очередной ГКО. Эта регламентация подобна той, которая содержится в ст. 24.19 "Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" Закона 1998 г. об оценке (наименование статьи приведено в редакции изменений, внесенных Законом 2016 г. N 361-ФЗ с 1 января 2017 г. в связи с принятием Закона 2015 г. о регистрации недвижимости; в прежней редакции наименования статьи и ее положений говорилось не о ЕГРН, а о ГКН).
Положениями ч. ч. 2 и 3 ст. 19 Закона 2016 г. N 360-ФЗ предусмотрены особенности определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, определяемой в соответствии со ст. 24.19 Закона 1998 г. об оценке. Согласно заключительному положению ч. 9 ст. 24 комментируемого Закона после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения ГКО в соответствии с комментируемым Законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со ст. 24.19 Закона 1998 г. об оценке после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с комментируемым Законом (см. коммент. к ст. 24 Закона).
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней ГКО и датой проведения очередной ГКО осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о ГКО.
В ч. 1 ст. 24.19 Закона 1998 г. об оценке предусматривалось, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в ГКН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по ГКО, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (с 1 января 2017 г. Законом 2016 г. N 361-ФЗ в данной норме указание на ГКН заменено указанием на ЕГРН).
На основании изложенной нормы Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 г. N 113 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости <81>, который согласно его п. 1.1 определяет правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений в случаях:
--------------------------------
<81> РГ. 2011. 29 июня. N 138.

- осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
- включения сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости;
- осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", влекущих изменение его кадастровой стоимости.
Там же указано, что в случае, если в период между датой проведения последней ГКО и датой проведения очередной ГКО осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных земельных участков и (или) в ГКН внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222.
В проекте методических указаний по кадастровой оценке (2016 г.) содержится раздел 12 "Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки", но в нем указано лишь следующее: определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным данными указаниями, с применением подходящей модели оценки кадастровой стоимости, в зависимости от вида фактического разрешенного использования земельного участка и вида функционального использования объекта капитального строительства.
Часть 2 комментируемой статьи в целях обеспечения определения кадастровой стоимости в предусмотренных данной статьей случаях устанавливает, что орган регистрации прав, т.е. Росреестр (см. коммент. к ст. 8 Закона), в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, должен направить в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
Названная выше ст. 24.19 Закона 1998 г. об оценке не содержит таких положений, поскольку согласно приведенной выше ч. 1 данной статьи кадастровую стоимость в предусмотренных данной статьей случаях определяет орган, осуществляющий функции по ГКО, т.е. Росреестр.
В ч. 3 ст. 24.19 Закона 1998 г. об оценке указано, что предусмотренные данной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в ГКН и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по ГКО, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (с 1 января 2017 г. Законом 2016 г. N 361-ФЗ в данной норме указание на ГКН заменено указанием на ЕГРН).
На основании изложенной нормы издан Приказ Росреестра от 12 мая 2015 г. N П/210 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" <82>, которым ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в ГКН и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
--------------------------------
<82> pravo.gov.ru. 2015. 9 июня.

В ч. 3 комментируемой статьи определено, что датой определения кадастровой стоимости в указанных в данной статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей. Тем самым практически воспроизведена норма ч. 2 ст. 24.19 Закона 1998 г. об оценке, согласно которой датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных данной статьей, является дата внесения сведений о нем в ГКН, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей (с 1 января 2017 г. Законом 2016 г. N 361-ФЗ в данной норме указание на ГКН заменено указанием на ЕГРН).
Как сообщалось письмом Росреестра от 30 марта 2015 г. N 15-исх/04359-СМ/15 "О направлении информации" <83>, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученной в соответствии со ст. 24.19 Закона 1998 г. об оценке, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (дату внесения сведений об объекте недвижимости в ГКН, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости); в свою очередь, датой определения кадастровой стоимости, полученной в ходе проведения ГКО, согласно ст. 24.15 Закона 1998 г. об оценке является дата проведения ГКО (дата формирования соответствующего перечня объектов недвижимости, подлежащих ГКО).
--------------------------------
<83> СПС.

В п. 6 письма ФНС России от 23 ноября 2016 г. N БС-4-21/22236@ "О положениях Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся налогообложения имущества)" <84>, направленного в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <85>, обращено внимание на то, что в связи со вступлением в силу с 1 января 2017 г. Закона 2015 г. о регистрации недвижимости, а также с учетом комментируемой статьи в гл. 30 "Налог на имущество организаций", 31 "Земельный налог" и 32 "Налог на имущество физических лиц" части второй НК РФ реализован унифицированный подход к применению налоговой базы (кадастровой стоимости) в отношении вновь образованных объектов недвижимости, не вошедших в результаты очередного тура ГКО, а именно: налоговая база определяется на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
--------------------------------
<84> СПС.
<85> pravo.gov.ru. 2016. 30 ноября.

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает срок, в течение которого должно быть осуществлено определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данной статьей: пять рабочих дней со дня поступления из органа регистрации прав, т.е. из Росреестра, в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости. Аналогично сказанному выше следует отметить, что названная выше ст. 24.19 Закона 1998 г. об оценке не содержит таких положений, поскольку согласно приведенной выше ч. 1 данной статьи кадастровую стоимость в предусмотренных данной статьей случаях определяет орган, осуществляющий функции по ГКО, т.е. Росреестр.
В ч. 4 комментируемой статьи также предусмотрено исключение из установленного в данной части правила о сроке осуществления определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данной статьей, - это случай недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости. При этом положениями ч. ч. 5 и 6 данной статьи, являющимися нововведениями комментируемого Закона, определены последствия наступления указанного случая.
Так, ч. 5 комментируемой статьи устанавливает, что в случае недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении дополнительной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости:
в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации;
в органы исполнительной власти субъекта РФ и подведомственные им организации;
в органы местного самоуправления и подведомственные им организации.
В данной части также непосредственно указаны два федеральных органа исполнительной власти, в организации, подведомственные которым, может направляться запрос о предоставлении дополнительной информации, а именно:
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, т.е. Минстрой России (см. коммент. к ст. 12 Закона);
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, т.е. Минприроды России (см. коммент. к ст. 12 Закона).
Часть 6 комментируемой статьи возлагает на указанные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, а также на подведомственные им организации обязанность по запросу бюджетного учреждения о предоставлении дополнительной информации предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации. Срок, в течение которого подлежит исполнению указанная обязанность, согласно данной части, составляет пять рабочих дней со дня получения указанного запроса.
В ч. 7 комментируемой статьи установлено, что бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данной статьей, должно направить сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав, т.е. в Росреестр:
1) для внесения в ЕГРН. Внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости регламентировано ст. 17 комментируемого Закона, согласно которой орган регистрации прав осуществляет внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости в течение 20 рабочих дней со дня получения, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в порядке, предусмотренном комментируемой статьей (см. коммент. к ст. 17 Закона);
2) для включения в фонд данных ГКО. При этом предусмотрено, что перечень сведений о кадастровой стоимости, подлежащих включению в фонд данных ГКО, определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере ГКО, т.е. Минэкономразвития России (см. коммент. к ст. 5 Закона), при установлении порядка ведения фонда данных ГКО. Установление указанным федеральным органом порядка ведения фонда данных ГКО и предоставления сведений, включенных в этот фонд, предусмотрено в ч. 5 ст. 23 комментируемого Закона. Как следует из нормы ч. 2 указанной статьи, орган регистрации прав обеспечивает включение соответствующих сведений о кадастровой стоимости в фонд данных ГКО в течение пяти рабочих дней со дня поступления этих сведений (см. коммент. к ст. 23 Закона).

Безымянная страница
Статьи и комментарии:
- Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме
-
Покупка квартиры в России: техника подбора, юридической проверки и проведения сделки: Монография"
-
Недвижимое имущество: понятие и отдельные виды: Учебное пособие
-
Индустрия гостеприимства в России
-
Жилищный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. Путеводитель по судебной практике
-
Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
-
Собственник и социальный наниматель жилого помещения: сравнительный анализ гражданского и жилищно-правового статуса
-
Как купить жилье: советы юриста
-
Управляйте домом правильно: что нужно знать собственнику жилья
-
Жилищные споры. Путеводитель по законодательству и судебной практике: Научно-практическое пособие
-
Земельный участок и постройки: особенности владения, пользования и распоряжения
-
Комментарий к новому закону "О государственном кадастре недвижимости".
-
Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования.
-
Справочник собственника и арендатора.
-
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
-
Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
-
Правовой режим недвижимого имущества
-
Имущественный налоговый вычет.
-
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
-
Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
-
Правовой режим недвижимого имущества
-
Вы покупаете квартиру. Все вопросы: от проекта до оформления прав собственности (2009г.)
-
Капитальный ремонт, реконструкция, переустройство и перепланировка объектов недвижимости: юридические аспекты

Политика конфиденциальности
Copyright 2008 - 2018 гг. Help-Realty.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!