Статья 22. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости

Комментарий к статье 22

Комментируемая статья регламентирует рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости. В данную статью вошли, но с рядом изменений положения ст. 24.18 "Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости" Закона 1998 г. об оценке.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае ее создания в субъекте РФ (именно для такой комиссии в ч. 4 ст. 18 комментируемого Закона введено сокращенное обозначение "комиссия") или в суде.
В качестве субъектов такого оспаривания ч. 1 комментируемой статьи определяет:
- юридические лица и физических лиц - при условии, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц;
- органы государственной власти и органы местного самоуправления - в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Такие же положения содержатся в ч. ч. 1 и 2 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке, в связи с чем при применении ч. 1 комментируемой статьи подлежат учету разъяснения, данные в п. 6 Постановления Пленума ВС РФ 2015 г. N 28. Как следует из этих разъяснений:
с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (ст. ст. 373, 388, 400 части второй НК РФ);
в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти, органы местного самоуправления, действующие от имени соответствующего публично-правового образования, вправе обратиться в суд по месту нахождения такого объекта недвижимости с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости;
в силу положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ. С учетом этого указанные органы вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости соответствующих земельных участков;
бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление;
участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (п. 1 ст. 45 части первой НК РФ, п. 2 ст. 392, п. 3 ст. 408 части второй НК РФ);
арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости;
если арендная плата за пользование имуществом, находящимся в собственности граждан и (или) юридических лиц, рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, арендатор вправе оспорить указанную стоимость, когда согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме;
лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (ст. 39.20 ЗК РФ, п. п. 1 и 2 ст. 2, п. п. 2, 2.2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации");
прокурор в случаях, предусмотренных ст. 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, интересов России, субъектов РФ и муниципальных образований.
При применении ч. 1 комментируемой статьи также необходимо иметь в виду, что Постановлением КС РФ от 5 июля 2016 г. N 15-П <90>:
--------------------------------
<90> pravo.gov.ru. 2016. 8 июля.

- признано не противоречащим Конституции РФ положение ч. 1 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке как устанавливающее в системе действующего правового регулирования в целях обеспечения прав и законных интересов собственников объектов недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, общий порядок оспаривания органами местного самоуправления результатов определения кадастровой стоимости, который предусматривает возможность такого оспаривания в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности;
- признано не соответствующим Конституции РФ положение ч. 1 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке - в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в т.ч. связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
Данное Постановление КС РФ от 5 июля 2016 г. N 15-П имеет силу и при применении положений ч. 1 комментируемой статьи.
В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что для обращения в суд предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не является обязательным. Данное правило отличается от того, которое закреплено в ч. 3 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке и согласно которому не является обязательным предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости лишь физическими лицами. Соответственно, комментируемый Закон исключает требования о соблюдении досудебного порядка обращения в комиссию в отношении не только физических лиц, но и других субъектов, имеющих право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создаются уполномоченным органом субъекта РФ, т.е. исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, по решению которого проводится ГКО (см. коммент. к ст. 6 Закона), на территории соответствующего субъекта РФ. Уполномоченным органом субъекта РФ согласно ч. 21 данной статьи устанавливается и порядок создания комиссии.
Частью же 4 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке устанавливалось, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается органом, осуществляющим функции по ГКО, т.е. Росреестром (см. коммент. к ст. 8 Закона), на территории соответствующего субъекта РФ. Сведения о создании Росреестром таких комиссий на территориях соответствующих субъектов РФ (приказы о создании комиссий) размещены на его официальном сайте: https://rosreestr.ru.
В качестве иллюстрации к норме ч. 2 комментируемой статьи можно привести Постановление Правительства Московской области от 30 декабря 2016 г. N 1017/47 <91>, которым внесены изменения в Положение о Министерстве имущественных отношений Московской области, утв. Постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 г. N 842/27 <92>, в результате чего установлено, что создание комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости относится к полномочиям Министерства имущественных отношений Московской области.
--------------------------------
<91> Официальный интернет-портал Правительства Московской области: http://www.mosreg.ru. 2016. 30 декабря.
<92> Информационный вестник Правительства Московской области. 2007. N 12.

В ч. 3 комментируемой статьи определено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде по заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (именно для такого заявления в ст. 17 комментируемого Закона введено сокращенное обозначение "заявление об оспаривании").
В рамках такой регламентации в ч. 9 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке предусмотрено, что для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
В приведенной норме Закона 1998 г. об оценке речь об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости только в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В отношении же судебного порядка в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ 2015 г. N 28 разъяснялось, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 г. (т.е. после вступления в силу КАС РФ) - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:
- об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в т.ч. об исправлении технической и (или) кадастровой ошибок (заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
- об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В свою очередь, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 13 апреля 2016 г., разъяснено, что рассмотрение первых двух названных требований осуществляется в соответствии с правилами гл. 25 "Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости" КАС РФ, последнего - по правилам гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" данного Кодекса. Об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде см. ниже.
Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой ГКО или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном комментируемым Законом, или в соответствии со ст. 16 данного Закона, т.е. при определении кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней ГКО и датой проведения очередной ГКО.
В рамках такой регламентации в ч. 10 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке указывалось, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в период с даты внесения в ГКН результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в ГКН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со ст. 24.19 "Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" данного Закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. С 1 января 2017 г. Законом 2016 г. N 361-ФЗ в связи с принятием Закона 2015 г. о регистрации недвижимости в приведенных положениях указание на ГКН заменено указанием на ЕГРН.
Как видно, в ч. 4 комментируемой статьи в отличие от ч. 10 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке не говорится о предельном пятилетнем сроке обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости. Указание на этот срок содержится в норме ч. 3 ст. 245 названной выше главы 25 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в ГКН не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной ГКО, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
При этом следует иметь в виду разъяснения, данные в п. 8 Постановления Пленума ВС РФ 2015 г. N 28: пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления; если по истечении установленного законом периода в ГКН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен; поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.
В части 5 комментируемой статьи предусмотрены возможные способы подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а в соответствии с ч. 6 данной статьи определяется день подачи такого заявления. Закон 1998 г. об оценке такой регламентации не содержал и не содержит.
Согласно части 5 комментируемой статьи заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может подаваться в уполномоченный орган субъекта РФ (т.е. исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, по решению которого проводится ГКО) или МФЦ (о МФЦ см. коммент. к ст. 14 Закона):
1) лично. В этом случае в соответствии с ч. 6 данной статьи днем подачи заявления об оспаривании считается день его представления в уполномоченный орган субъекта РФ или МФЦ;
2) почтовым отправлением, причем, как следует из ч. 6 данной статьи, - с уведомлением о вручении. В этом случае согласно ч. 6 данной статьи днем подачи заявления об оспаривании считается день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении;
3) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети Интернет, включая портал государственных и муниципальных услуг. В этом случае в соответствии с ч. 6 данной статьи днем подачи заявления об оспаривании считается день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети Интернет, включая портал государственных и муниципальных услуг.
Часть 7 комментируемой статьи устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Вместо данной нормы положениями ч. ч. 4, 11 - 15 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке предусматривалось следующее:
в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 4);
основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 11);
с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта РФ или муниципального образования (ч. 12);
с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 13);
в целях выявления основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения ГКО, или в орган, осуществляющий функции по ГКО, в случае если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со ст. 24.19 "Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" данного Закона, с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (ч. 14);
в течение 7 рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ и орган, осуществляющий функции по ГКО, обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения (ч. 15).
Как разъяснялось в п. 13 Постановления Пленума ВС РФ 2015 г. N 28, при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость; например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих ГКО, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки; исходя из содержания ст. 28 Закона 2007 г. о кадастровой деятельности кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в ГКН, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
В ч. 8 комментируемой статьи установлены требования к формированию состава комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В частности, предусмотрено, что:
- в состав комиссии должны входить один представитель уполномоченного органа субъекта РФ (т.е. исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, по решению которого проводится ГКО; см. коммент. к ст. 6 Закона), один представитель органа регистрации прав (т.е. Росреестра, см. коммент. к ст. 8 Закона) и один представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (правовое положение уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ определяет Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" <93>);
--------------------------------
<93> pravo.gov.ru. 2013. 8 мая.

- в состав комиссии могут входить представители иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, совета муниципальных образований субъекта РФ (правовой статус советов муниципальных образований субъектов РФ определен положениями ст. 66 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <94>), предпринимательского сообщества, СРО оценщиков (правовой статус СРО оценщиков определен положениями ст. 22 Закона 1998 г. об оценке), уполномоченного по правам человека в субъекте РФ (компетенцию, организационные формы и условия деятельности Уполномоченного по правам человека в России определяет Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" <95>);
--------------------------------
<94> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
<95> СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.

- лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии;
- в состав комиссии должно быть включено не менее пяти членов.
В рамках подобного регулирования, касающегося формирования комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в ч. ч. 5, 7 и 8 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке устанавливалось следующее:
- в состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта РФ, органа, осуществляющего функции по ГКО, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения ГКН (после внесения с 1 января 2017 г. Законом 2016 г. N 361-ФЗ изменения в связи с принятием Закона 2015 г. о регистрации недвижимости указано на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальные органы или подведомственное ему государственное бюджетное учреждение, наделенное соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа) и подлежащие обязательной ротации не менее чем на 75% один раз в три года представители предпринимательского сообщества, СРО оценщиков (ч. 5);
- при этом лица, замещающие государственные должности России, государственные должности субъектов РФ, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии (ч. 7);
- кандидатуры представителей предпринимательского сообщества, в т.ч. в целях ротации, выдвигаются некоммерческими организациями, основанными на членстве и объединяющими потребителей оценочных услуг (ч. 8).
Положениями ч. 9 комментируемой статьи определен перечень документов, которые подлежат приложению к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, а именно:
1) выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
3) отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
В рамках такой регламентации в ч. 16 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке (в ред. Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ) указывалось, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости (с 1 января 2017 г. Законом 2016 г. N 361-ФЗ в связи с принятием Закона 2015 г. о регистрации недвижимости указание на кадастровую справку заменено указанием на выписку из ЕГРН);
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Часть 10 комментируемой статьи устанавливает, что заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не принимается к рассмотрению без приложения указанных в ч. 9 данной статьи документов, а также предусматривает, что к заявлению об оспаривании могут прилагаться иные документы помимо указанных в ч. 9 данной статьи.
Такие же положения закреплены в ч. ч. 17 и 18 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке соответственно: заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных в ч. 16 данной статьи документов к рассмотрению не принимается (ч. 17); к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы (ч. 18).
В ч. 11 комментируемой статьи предусматривается направление комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости отчета об оценке рыночной стоимости, составленного на электронном носителе в форме электронного документа, в бюджетное учреждение (т.е. бюджетное учреждение, созданное субъектом РФ и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости; см. коммент. к ст. 6 Закона). Указанный отчет подлежит направлению в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Часть 12 комментируемой статьи устанавливает, что лица, осуществившие определение кадастровой и рыночной стоимости, представляют пояснения для их рассмотрения на заседании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также приглашаются для участия в заседании комиссии.
Вместо таких положений в ч. 21 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке указано, что для получения информации, необходимой для работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии. Соответственно, этот вопрос урегулирован нормативным паровым актом, изданным на основании данного Закона (см. ниже).
В ч. 13 комментируемой статьи предусмотрено направление комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости уведомления о поступлении и принятии к рассмотрению заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости с указанием даты рассмотрения заявителю, собственнику объекта недвижимости и в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются. Такое уведомление должно быть направлено в течение 7 рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Такая же регламентация содержится в ч. 20 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке, но при этом говорится о направлении соответствующего уведомления только в указанный орган местного самоуправления и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Часть 14 комментируемой статьи устанавливает предельный срок рассмотрения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости - этот срок не может превышать 30 дней со дня его поступления. Почти такое же правило закреплено в ч. 19 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке: заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в течение одного месяца с даты его поступления.
В ч. 15 комментируемой статьи определены виды решений, которые вправе принять комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В частности, это:
1) решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
2) решение об отклонении заявления об оспаривании.
Положения ч. ч. 22 - 24 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке содержат несколько иное регулирование, а именно:
если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений: об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости; о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (ч. 22);
в случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ч. 23). Соответствующим актом является Приказ Минэкономразвития России от 18 марта 2011 г. N 114 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости" <96>;
--------------------------------
<96> РГ. 2011. 11 мая. N 98.

в случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (ч. 24). Соответственно, этот вопрос урегулирован нормативным паровым актом, изданным на основании данного Закона (см. ниже).
Часть 16 комментируемой статьи устанавливает, что решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об отклонении
Безымянная страница
Статьи и комментарии:
- Юридический справочник: долевая собственность
- Комментарий к ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов
- О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую
- Актуальные проблемы теории земельного права России: монография
- Жилищно-коммунальное хозяйство: 10 важных тем
- Строительство
- Самовольная постройка: исследование законодательства и практики Верховного Суда РФ: практическое пособие для судей
- Все об аренде: недвижимость, транспорт и другое имуществои
- Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости
- Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме
- Покупка квартиры в России: техника подбора, юридической проверки и проведения сделки: Монография"
- Недвижимое имущество: понятие и отдельные виды: Учебное пособие
- Индустрия гостеприимства в России
- Жилищный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. Путеводитель по судебной практике
- Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
- Собственник и социальный наниматель жилого помещения: сравнительный анализ гражданского и жилищно-правового статуса
- Как купить жилье: советы юриста
- Управляйте домом правильно: что нужно знать собственнику жилья
- Жилищные споры. Путеводитель по законодательству и судебной практике: Научно-практическое пособие
- Земельный участок и постройки: особенности владения, пользования и распоряжения
- Комментарий к новому закону "О государственном кадастре недвижимости".
- Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования.
- Справочник собственника и арендатора.
- Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
- Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
- Правовой режим недвижимого имущества
- Имущественный налоговый вычет.
- Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
- Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
- Правовой режим недвижимого имущества
- Вы покупаете квартиру. Все вопросы: от проекта до оформления прав собственности (2009г.)
- Капитальный ремонт, реконструкция, переустройство и перепланировка объектов недвижимости: юридические аспекты

Политика конфиденциальности
Copyright 2008 - 2018 гг. Help-Realty.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!