Статья 24. Заключительные положения

Комментарий к статье 24

Комментируемая статья содержит заключительные положения, т.е. предписания, связанные со вступлением в силу комментируемого Закона. Ранее федеральный законодатель зачастую называл подобные положения переходными, но с недавнего времени он руководствуется правилом юридической техники о том, что переходными именуются положения, применение которых рассчитано на период между принятием федерального закона и вступлением его в силу. Основная масса норм комментируемого Закона вступила в силу с 1 января 2017 г. (см. комментарий к ст. 25 Закона).
В ч. 1 комментируемой статьи установлен переходный трехлетний период - с 1 января 2017 г. до 1 января 2020 г. - применения комментируемого Закона к отношениям, возникающим в связи с проведением ГКО, пересмотром и оспариванием ее результатов. Данная норма закреплена соответственно положениям ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в настоящем комментарии обозначается как Закон 2016 г. N 360-ФЗ), предусматривающим особенности применения в тот же период - с 1 января 2017 г. по 1 января 2020 г. - результатов ГКО, полученных в соответствии с Законом 1998 г. об оценке. В свою очередь, указанное регулирование предопределено тем, что Закон 2015 г. о регистрации недвижимости вступил в силу с 1 января 2017 г., но Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <104>, который он заменил, с указанной даты утратил силу лишь частично, а полностью - с 1 января 2020 г.
--------------------------------
<104> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что в течение указанного переходного периода ГКО может проводиться либо в соответствии с комментируемым Законом, либо в соответствии с Законом 1998 г. об оценке с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами. Речь идет о главе III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона 1998 г. об оценке, введенной Законом 2010 г. N 167-ФЗ и изложенной Законом 2014 г. N 225-ФЗ полностью в новой редакции (см. введение).
Под упоминаемыми в ч. 2 комментируемой статьи особенностями, предусмотренными федеральными законами, подразумеваются положения Закона 2016 г. N 360-ФЗ.
Так, в соответствии со ст. 18 Закона 2016 г. N 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 "Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки", 24.13 "Формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке", 24.14 "Отбор исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение оценки", 24.15 "Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости" и 24.17 "Утверждение результатов определения кадастровой стоимости" Закона 1998 г. об оценке с учетом особенностей, предусмотренных данным Законом 2016 г. N 360-ФЗ.
В ч. 1 ст. 19 Закона 2016 г. N 360-ФЗ установлено, что в отношении результатов ГКО, полученных в соответствии с Законом 1998 г. об оценке, с 1 января 2017 г. по 1 января 2020 г.:
1) в случаях, когда применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 г. кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей;
2) в случае если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 г., меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 г. или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.
Частями 2 и 3 той же ст. 19 Закона 2016 г. N 360-ФЗ предусмотрено следующее:
в случае если после 1 января 2014 г. определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в соответствии со ст. 24.19 "Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" Закона 1998 г. об оценке (наименование статьи в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.) без использования результатов ГКО, действующих по состоянию на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 г. с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения (ч. 2);
кадастровая стоимость, определяемая в соответствии со ст. 24.19 "Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" Закона 1998 г. об оценке (наименование статьи в редакции Закона 2016 г. N 361-ФЗ, действующей с 1 января 2017 г.) после 1 января 2017 г., определяется с использованием результатов ГКО, действующих по состоянию на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения (ч. 3).
Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в приведенные положения ч. ч. 1 - 3 ст. 19 Закона 2016 г. N 360-ФЗ внесены изменения, согласно которым применение на территории субъекта РФ с 2017 г. порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотренного данными положениями, осуществляется лишь при условии принятия соответствующего решения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Тем же Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ ст. 19 Закона 2016 г. N 360-ФЗ дополнена ч. 4, устанавливающей, что соответствующее решение может быть принято высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ не позднее 20 декабря 2016 г. и должно быть направлено в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, т.е. в Росреестр (см. коммент. к ст. 8 Закона), не позднее трех дней с даты принятия соответствующего решения.
В ч. 3 комментируемой статьи полномочие по принятию решения о дате перехода к проведению ГКО в соответствии с комментируемым Законом делегировано высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 6 Закона), в соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
В качестве примера можно упомянуть, что Постановлением Правительства Москвы от 21 декабря 2016 г. N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП" дата перехода к проведению ГКО в соответствии с комментируемым Законом в г. Москве установлена как 1 января 2017 г., т.е. как дата вступления данного Закона в силу. Постановлением же Правительства Санкт-Петербурга от 28 декабря 2016 г. N 1259 "О внесении изменения в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98 и создании Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Городское управление кадастровой оценки" дата перехода к проведению ГКО в соответствии с комментируемым Законом в г. Санкт-Петербурге установлена как 1 февраля 2017 г.
Часть 4 комментируемой статьи предоставляет органам исполнительной власти субъектов РФ право принять решение о выборе вида объектов недвижимости, категории земель, ГКО которых в переходный период, т.е. с 1 января 2017 г. до 1 января 2020 г., проводится в соответствии с комментируемым Законом. Следует подчеркнуть, что речь идет в общем об органах исполнительной власти субъектов РФ, а не только о высшем исполнительном органе государственной власти субъекта РФ (как в ч. 3 данной статьи) или исполнительном органе государственной власти субъекта РФ, по решению которого проводится ГКО (как в ч. 1 ст. 6 комментируемого Закона).
В ч. 5 комментируемой статьи установлено, что ГКО, проведение которой начато в соответствии с Законом 1998 г. об оценке, должна быть завершена до 1 января 2020 г., т.е. до окончания переходного периода, установленного ч. 1 данной статьи.
В этой связи уместно упомянуть, что в соответствии со ст. 20 Закона 2016 г. N 360-ФЗ в отношении договоров на проведение работ по определению кадастровой стоимости, заключенных до дня вступления в силу данного Закона (т.е. до 15 июля 2016 г.), подлежат применению статьи 24.15 "Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости" и 24.17 "Утверждение результатов определения кадастровой стоимости" Закона 1998 г. об оценке до исполнения соответствующих обязательств сторонами таких договоров.
Положения ч. ч. 6 и 7 комментируемой статьи определяют правовое регулирование, в соответствии с которым осуществляется ГКО, начатая до дня вступления в силу данного Закона, т.е. до 1 января 2017 г.:
- согласно части 6 комментируемой статьи к такой ГКО и оспариванию результатов такой ГКО положения комментируемого Закона не применяются;
- в силу прямого указания в ч. 7 комментируемой статьи проведение такой ГКО и оспаривание результатов такой ГКО осуществляются в соответствии с Законом 1998 г. об оценке. Соответственно, речь идет о названной выше главе III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона 1998 г. об оценке, применяемой с особенностями, предусмотренными Законом 2016 г. N 360-ФЗ.
Часть 8 комментируемой статьи предусматривает необходимость учета даты принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам ГКО, проведенной в соответствии с Законом 1998 г. об оценке, при определении установленной ст. 11 комментируемого Закона периодичности проведения ГКО:
- как установлено в ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона, ГКО проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной ГКО;
- там же определено, что указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости;
- исходя из ч. 8 комментируемой статьи при этом подлежит учету и дата принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам ГКО, проведенной в соответствии с Законом 1998 г. об оценке.
В ч. 9 комментируемой статьи предусмотрено, что после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения ГКО в соответствии с комментируемым Законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со ст. 24.19 Закона 1998 г. об оценке после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с комментируемым Законом. Указанная статья Закона 1998 г. об оценке регламентировала определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в ГКН и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик (см. коммент. к ст. 16 Закона).

Безымянная страница
Статьи и комментарии:
- Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме
-
Покупка квартиры в России: техника подбора, юридической проверки и проведения сделки: Монография"
-
Недвижимое имущество: понятие и отдельные виды: Учебное пособие
-
Индустрия гостеприимства в России
-
Жилищный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. Путеводитель по судебной практике
-
Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
-
Собственник и социальный наниматель жилого помещения: сравнительный анализ гражданского и жилищно-правового статуса
-
Как купить жилье: советы юриста
-
Управляйте домом правильно: что нужно знать собственнику жилья
-
Жилищные споры. Путеводитель по законодательству и судебной практике: Научно-практическое пособие
-
Земельный участок и постройки: особенности владения, пользования и распоряжения
-
Комментарий к новому закону "О государственном кадастре недвижимости".
-
Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования.
-
Справочник собственника и арендатора.
-
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
-
Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
-
Правовой режим недвижимого имущества
-
Имущественный налоговый вычет.
-
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
-
Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
-
Правовой режим недвижимого имущества
-
Вы покупаете квартиру. Все вопросы: от проекта до оформления прав собственности (2009г.)
-
Капитальный ремонт, реконструкция, переустройство и перепланировка объектов недвижимости: юридические аспекты

Политика конфиденциальности
Copyright 2008 - 2018 гг. Help-Realty.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!