Статья 6. Порядок проведения государственной кадастровой оценки
Комментарий к статье 6
Комментируемая статья определяет порядок проведения ГКО. Открывает данную статью норма, предусматривающая полномочие соответствующего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на принятие решения о проведении ГКО (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "уполномоченный орган субъекта Российской Федерации").
Частью 1 ст. 24.12 Закона 1998 г. об оценке (в ред. Закона 2014 г. N 225-ФЗ) предусматривалось (Законом 2016 г. N 360-ФЗ действие статьи приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных указанным Законом; см. коммент. к ст. 24 Закона), что ГКО может проводиться не только по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, но и в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, - по решению органа местного самоуправления. В ч. 2 этой же статьи указывалось, что орган, принявший решение о проведении ГКО, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
В качестве примера установления на основании ст. 24.12 Закона 1998 г. об оценке законодательством субъекта РФ случая проведения ГКО по решению органа местного самоуправления можно упомянуть Закон Оренбургской области от 31 октября 2014 г. N 2589/747-У-ОЗ "О случае проведения государственной кадастровой оценки земель по решению органа местного самоуправления" <41>, в ч. 1 ст. 2 которого предусмотрено, что ГКО проводится по решению органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) в случае принятия Правительством Оренбургской области положительного решения по результатам рассмотрения поданного органом местного самоуправления заявления о проведении ГКО в пределах территории соответствующего муниципального района (городского округа).
--------------------------------
<41> Оренбуржье. 2014. N 175.
В ч. 1 ст. 77 Конституции РФ предусмотрено, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <42> в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Как предусмотрено в п. 4 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ <43>), структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
--------------------------------
<42> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
<43> СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 4950.
В качестве примера можно упомянуть, что уполномоченным органом г. Москвы Постановлением Правительства Москвы от 21 декабря 2016 г. N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП" <44> определен Департамент городского имущества г. Москвы, а уполномоченным органом г. Санкт-Петербурга Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 декабря 2016 г. N 1259 "О внесении изменения в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98 и создании Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Городское управление кадастровой оценки" <45> - Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
--------------------------------
<44> Официальный сайт Правительства Москвы: http://www.mos.ru. 2016. 21 декабря.
<45> pravo.gov.ru. 2016. 30 декабря.
Часть 2 комментируемой статьи предусматривает наделение уполномоченным органом субъекта РФ полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетного учреждения, созданного субъектом РФ (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "бюджетное учреждение").
Как говорилось выше (см. введение), в качестве одних из основных нововведений комментируемого Закона разработчиками его проекта отмечались введение института государственных кадастровых оценщиков и передача полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые будут на постоянной основе осуществлять определение кадастровой стоимости. При этом указывалось, что ими могут быть вновь созданные или наделенные соответствующими полномочиями субъектами РФ учреждения.
В качестве примера можно упомянуть, что в соответствии с названным выше Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 декабря 2016 г. N 1259 создано Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Городское управление кадастровой оценки", которое наделено предусмотренными комментируемым Законом полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости на территории Санкт-Петербурга. Этим же Постановлением установлено, что: целью деятельности названного учреждения является определение кадастровой стоимости на территории Санкт-Петербурга; предметом деятельности названного учреждения является осуществление на территории Санкт-Петербурга полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, предусмотренных комментируемым Законом.
В ч. 3 комментируемой статьи перечислены следующие процедуры, которые включает в себя ГКО:
1) принятие решения о проведении ГКО (данной процедуре посвящена ст. 11 комментируемого Закона);
2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах ГКО (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "отчет") (данной процедуре посвящены ст. ст. 13 и 14 комментируемого Закона);
3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости (данной процедуре посвящена ст. 15 комментируемого Закона).
Совокупность перечисленных процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном комментируемым Законом, согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 данного Закона представляет собой содержание понятия ГКО.
В комментарии к указанной статье говорилось, что рассматриваемое регулирование закреплено по аналогии с положениями ч. 1 ст. 24.11 Закона 1998 г. об оценке, которыми (в ред. Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ) определено, что для целей данного Закона под ГКО понимается совокупность действий, включающих в себя:
- принятие решения о проведении ГКО;
- формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих ГКО;
- отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;
- определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
- утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
- внесение результатов определения кадастровой стоимости в ГКН.
Часть 4 комментируемой статьи в рамках определения порядка проведения ГКО устанавливает, что для определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка. При этом непосредственно предусмотрено, что такая подготовка включает в себя в т.ч. сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
Подготовке к проведению ГКО посвящена ст. 12 комментируемого Закона, согласно ч. 2 которой сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, осуществляются бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО (см. коммент. к указанной статье).