7.2. Сравнительная таблица статьи 222 ГК РФ
в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ
(вступила в действие с 1 сентября 2015 года)
и Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ

Представление информации именно в форме таблицы позволяет нагляднее отразить, какие признаки самовольности применялись и в какой период, как они были сформулированы в законодательстве и отражены в судебной практике (табл. 8).

Таблица 8

п/п ст. 222 ГК РФ Федеральный закон от 13.07.2015 N 258-ФЗ Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ Комментарий
Пункт 1 Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил Следует отметить, что при сохранении основных признаков самовольности: - создание на земельном участке, не отведенном дня этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. Так, в Обзоре судебной практики от 19.03.2014 предусматривается, что при рассмотрении споров, связанных с признанием права собственности на самовольную постройку, помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка, суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения. Суду следует проверять соблюдение целевого назначения объекта. Исследование судом вопроса о целевом использовании земельного участка сводится к установлению факта соблюдения собственником земельного участка правового режима земель, установленного ЗК РФ, и правил зонирования территории, установленных ГрК РФ. Аналитическая справка по результатам обобщения практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о самовольных постройках (утв. Постановлением Президиума Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.05.2016 N 4). Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11.11.2015 по делу N 301-ПЭК15, А65-4542/2014 Требование: О признании незаконными отказов в переоформлении разрешений на строительство жилых домов, обязании устрашать допущенные нарушения прав, законных интересов. Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что в ответ на его заявление о внесении изменений в ранее выданные разрешения на строительство ему было указано на необходимость оформить документы для получения нового разрешения на строительство, а не для переоформления ранее выданных разрешений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как заявленные требования направлены на переоформление ранее выданных разрешений на строительство жилых домов, связаны с корректировкой проектной документации, в частности с изменением технико-экономических характеристик объекта (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ); - создание без получения на это необходимых разрешений. Определение Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 24-КГ15-6; Определение N 19-КГ14-6; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014), Обзор судебной практики Верховного Суда РФ (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 года). В п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 говорится: право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения; - создание с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (Определение Верховного Суда РФ от 12.11.2013 N 18-КГ13-126), законодатель изменил объект, к которому эти признаки применялись.
В редакции ФЗ N 93-ФЗ предусматривается, что любая самовольная постройка вне зависимости от ее вида (здание, сооружение, объект незавершенного строительства), целевого назначения (жилая, нежилая, производственная) должна отвечать признакам недвижимого имущества. На этом строилась и судебная практика (Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (в ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Обзор ВС РФ от 19 марта 2014 года). Согласно новой редакции статьи самовольная постройка должна в первую очередь являться строением. Что же следует понимать под строением. В действующем законодательстве нет понятия строения, судебная практика квалифицирует строение и как объект недвижимого имущества (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012), и как временную постройку (п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.2004 N 76 <Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение>). Градостроительный кодекс в п. 10 ст. 1 относит к объектам капитального строительства здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно п. 2 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307 (в ред. от 14.11.2014) "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", под подключаемым объектом понимается здание, строение, сооружение или иной объект капитального строительства, на котором предусматривается потребление тепловой энергии, тепловые сети или источник тепловой энергии. Следовательно, строение - это всегда объект капитального строительства. Но в этом случае возникает вопрос тождественности "объекта капитального строительства" и "объекта недвижимости". Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 N 09АП-22208/2015 по делу N А40-94681/13 разграничивают понятия недвижимого имущества и объекта капитального строительства. Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2008 N 9-Г08-19; Апелляционное определение Тверского областного суда от 16.12.2014 указывают, что в Градостроительном кодексе не имеется различий между понятиями "объект капитального строительства" и "объект недвижимости", и аналогичным образом в Гражданском кодексе РФ отсутствуют различия между понятиями "объект недвижимости" и "объект капитального строительства" <1>.
Стоит отметить, что более корректной является первая позиция, она связана с тем, что действительно в указанных кодифицированных актах не предусматривается различия между объектом капитального строительства и объектом недвижимости, но они и не сопоставляются. При этом к объектам капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом относятся строения и сооружения вспомогательного назначения (подп. 3 п. 17 ст. 51). По мнению Минрегиона России, под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию <2>. Постановление Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 года N 4777/08 предусматривает, что объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следуют его юридической судьбе <3>.
Руководствуясь данными позициями, можно сделать вывод, что недвижимое имущество должно обладать признаком капитальности (см. раздел 1 лекции), тогда как объектом капитального строительства могут быть не только недвижимые вещи как самостоятельные объекты гражданских прав, но и строения (сооружения), не имеющие самостоятельного целевого назначения, используемые в качестве вспомогательных (обслуживающих) объектов. Таким образом, ФЗ N 258-ФЗ распространил признак самовольности не только на объекты недвижимого имущества, но и на иные строения, которые хотя и относятся к объектам капитального строительства, но недвижимостью не являются. Еще одно нововведение в п. 1 - самовольная постройка возникает не только как результат создания, но и как результат работ по возведению. Если создание объекта в первую очередь связано со строительством, которое является разновидностью градостроительной деятельности, достаточно четко регламентируемой как нормами Градостроительного кодекса РФ, так и подзаконными актами, актами субъектов РФ (ст. 3 ГрК РФ), то вопрос возведения того или иного объекта, обладающего признаками самовольной постройки, явно указывает на процесс, связанный с размещением на земельном участке строения, не относящегося к недвижимому имуществу (в Градостроительном кодексе РФ термин "возведение" не используется).
Следует также обратить внимание на применение термина создания к реконструкции, переустройству и переоборудованию объекта. Новыми признаками самовольности стали в том числе: - создание постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке. (Например, Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2016 N 308-905-15458 по делу N А32-22681/2014.) В этом случае необходимо рассматривать в качестве признака самовольности нарушение порядка предоставления, закрепления за лицом, осуществившим постройку, соответствующего земельного участка; - создание на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта. В соответствии с Обзором судебной практики от 19.03.2014 при рассмотрении споров, связанных с признанием права собственности на самовольную постройку, помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка, суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения. Исследование судом вопроса о целевом использовании земельного участка сводится к установлению факта соблюдения собственником земельного участка правового режима земель, установленного ЗК РФ, и правил зонирования территории, установленных ГрК РФ <4>;
- создание постройки без получения на это необходимых разрешений. Следует отметить, что данный признак является дополнительным и требует правовой оценки с точки зрения определения достаточности действия лица, создавшего постройку для получения необходимых разрешений. Если лицо не пыталось получить разрешения, в случае их необходимости, предусмотренной законом, то это достаточное основание к признанию объекта самовольной постройкой. Определение Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 24-КГ15-6. Если разрешение было получено, но срок его истек, или оно было отменено, или уполномоченный орган не выдал разрешение без уважительных оснований, то отсутствие разрешения на строительство не будет при отсутствии иных признаков достаточным основанием для признание объекта самовольной постройкой (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 года)) <5>; - нарушение градостроительных и строительных норм и правил. Ранее п. 1 предусматривал признак существенности как необходимое условие для признания того или иного объекта самовольной постройкой. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, но только если при этом нарушается право собственности или законное владение истца (Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2015 N 5-КГ14-142), а также если данный признак действовал вкупе с иными признаками самовольности
Пункт 2 В абзаце 2 п. 2 слова "пунктом 3" заменить словами "пунктами 3 и 4" Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи Были внесены уточнения, связанные с дополнением статьи п. 4
Пункт 3 Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: - если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; - если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, Этот пункт в редакции ФЗ N 258-ФЗ более четко определяет условия, при которых возможно признать право собственности на самовольную постройку. Среди них можно выделить те, которые существовали ранее: - наличие соответствующего вещного права на земельный участок (право собственности, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование). Следует отметить, что положения судебной практики в части возможности признания арендатором земельного участка права собственности на возведенную самовольную постройку при соблюдении целевого назначения земельного участка (Обзор Верховного Суда РФ от 19 марта 2014 года) не нашли отражения в новой редакции статьи; - если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (в ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). И новые: - если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта. Поэтому возможно предположить, что под правом, допускающим строительство на земельном участке, понимают, помимо наличия вещного права, также и целевое использование земельного участка собственником, иным законным владельцем, в том числе лицом, которому земельный участок предоставлен в аренду <6> (Определение Верховного Суда РФ от 06.08.2013 N 56-КГ13-5; Постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 1756/13 по делу N А35-765/2012);
установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; - если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан - если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах. Статьи 11.10 и 39.30 ЗК РФ, положения Градостроительного кодекса РФ, в том числе ст. 2, 45, 46, 55 и др. (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 1633/13 по делу N А75-2235/2012). Последний абзац п. 3 ст. 222 в редакции ФЗ N 258-ФЗ соответствует позиции, сложившейся в судебной практике и отраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (в ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"
Пункт 4 Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и Данный пункт отражает административный порядок сноса самовольной постройки. Определена компетенция органов местного самоуправления по сносу самовольной постройки, а также конкретизирован максимальный срок сноса самовольной постройки - не более 12 месяцев. Но новый пункт не дает четкого ответа, будут ли действовать сроки исковой давности на требования о сносе самовольной постройки. Следует отметить, что ст. 22 ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ (в ред. от 30.03.2016) "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусматривает: "Положения пункта 4 статьи 222 Кодекса не распространяются на самовольные постройки, относящиеся в соответствии с федеральным законом к имуществу религиозного назначения, а также предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующие с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс. Понятие "имущество религиозного назначения" используется в значении, указанном в пункте 1 статьи 2 ФЗ от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"; - имущество религиозного назначения - недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций,
культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения. В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев. В случае если лицо, осуществившее как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей) п. 1 ст. 2 ФЗ от 30.11.2010 N 327-ФЗ (в ред. от 23.06.2014) "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"). Необходимо также указать, что по применению п. 4 ст. 222 ГК РФ есть две основные позиции. Позиция 1. Однако нельзя не отметить, что в судебной практике неоднократно высказывалась позиция о том, что решение о сносе самовольной постройки должно приниматься в судебном порядке, принятие такого решения в административном порядке противоречит ст. 35 Конституции Российской Федерации (никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда), а также общим началам гражданского законодательства (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Действительно, принимая решение о сносе постройки как самовольной, орган местного самоуправления решает вопрос о праве собственности, поэтому ставится вопрос о соответствии нормы нового п. 4 ст. 222 ГК РФ Конституции РФ и обоснованности ограничения прав граждан в этом случае федеральным законом, который предусматривает административный порядок принятия решения о сносе самовольных построек
самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан: - обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, Статья 128 ГК РФ - объекты гражданских прав, в том числе имущество. Статья 129 ГК РФ - 1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. 2. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению. Позиция 2. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ), и гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2. п. 2 ст. 1 ГК РФ). Апелляционное определение Астраханского областного суда от 13.01.2016 по делу N 33-58/2016, п. 4 ст. 222 ГК РФ:
сообщения о планируемом сносе самовольной постройки; - обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом сносе самовольной постройки; - обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки. В случае если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим - п. 4 ст. 1 ГрК РФ - зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; - территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 ГрК РФ); - в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения. Постановление Правительства г. Москвы от 8 декабря 2015 года N 829-ПП "О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы". Решение Московского городского суда от 24.12.2015 по делу N 3а-907/2015 "Об отказе в удовлетворении административных исковых заявлений о признании недействующим Постановления Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП "О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы", о признании недействующими отдельных положений приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП "О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы"
соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом сносе такой постройки

--------------------------------
<1> Апелляционное определение Тверского областного суда от 16.12.2014.
<2> Резников Е.В. Самовольная постройка: вопросы теории и судебной практики: Научно-практическое пособие по применению гражданского, гражданско-процессуального и административного законодательства по вопросам, связанным с объектами самовольного строительства. Волгоград: Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013.
<3> Постановление Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 года N 4777/08.
<4> Аналитическая справка по результатам обобщения практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о самовольных постройках (утв. Постановлением Президиума Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.05.2016 N 4) // "", 2017.
<5> "", 2017.
<6> Кагальницкова Н.В. Реформирование законодательного регулирования отношений самовольного строительства: перспективы правоприменения // Правовые вопросы строительства. 2013. N 1. С. 11 - 13.

Безымянная страница
Статьи и комментарии:
- Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме
-
Покупка квартиры в России: техника подбора, юридической проверки и проведения сделки: Монография"
-
Недвижимое имущество: понятие и отдельные виды: Учебное пособие
-
Индустрия гостеприимства в России
-
Жилищный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. Путеводитель по судебной практике
-
Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
-
Собственник и социальный наниматель жилого помещения: сравнительный анализ гражданского и жилищно-правового статуса
-
Как купить жилье: советы юриста
-
Управляйте домом правильно: что нужно знать собственнику жилья
-
Жилищные споры. Путеводитель по законодательству и судебной практике: Научно-практическое пособие
-
Земельный участок и постройки: особенности владения, пользования и распоряжения
-
Комментарий к новому закону "О государственном кадастре недвижимости".
-
Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования.
-
Справочник собственника и арендатора.
-
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
-
Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
-
Правовой режим недвижимого имущества
-
Имущественный налоговый вычет.
-
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
-
Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
-
Правовой режим недвижимого имущества
-
Вы покупаете квартиру. Все вопросы: от проекта до оформления прав собственности (2009г.)
-
Капитальный ремонт, реконструкция, переустройство и перепланировка объектов недвижимости: юридические аспекты

Политика конфиденциальности
Copyright 2008 - 2018 гг. Help-Realty.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!