Таблица 2

Случаи и порядок выдачи разрешений на строительство

N Объекты, при строительстве и реконструкции которых необходимо получение разрешений Орган, выдающий разрешения Примечания
1 Объект капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) Федеральный орган управления государственным фондом недр Приказ Минприроды России от 25.06.2012 N 162 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)"
2 Объект использования атомной энергии Уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения Государственная корпорация "Росатом" (далее Корпорация) (Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ) выдает разрешения на строительство объектов использования атомной энергии, при строительстве, реконструкции которых допускается изъятие земельных участков для государственных нужд: учреждениям Корпорации, акционерным обществам Корпорации и их дочерним, зависимым обществам, а также подведомственным предприятиям разрешений на строительство
3 Объект космической инфраструктуры Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" Федеральный закон от 13.07.2015 N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
4 Гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 N 92 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства" - во всех случаях, за исключением прямо предусмотренных законом. Федеральное агентство морского и речного транспорта (Постановление Правительства РФ от 09.02.2012 N 110 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию отдельных объектов морского и внутреннего водного транспорта") уполномочено на выдачу разрешений на строительство: объектов инфраструктуры морского порта, являющихся объектами капитального строительства и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, а также для других услуг, обычно оказываемых в морском порту, и взаимодействия с другими видами транспорта, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в том числе портовых гидротехнических сооружений; гидротехнических сооружений первого и второго классов, являющихся объектами капитального строительства и относящихся к инфраструктуре внутренних водных путей
5 Объект капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов) Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешения на строительство олимпийских объектов федерального значения, а также разрешения на их ввод в эксплуатацию выдают федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации при утверждении Программы строительства. В случае если Правительством Российской Федерации не определены федеральные органы исполнительной власти, которые выдают разрешения на строительство олимпийских объектов федерального значения, а также разрешения на их ввод в эксплуатацию, указанные полномочия осуществляют органы государственной власти или органы местного самоуправления, определенные в соответствии с Градостроительным кодексом РФ
Постановление Правительства РФ от 27.05.2015 N 507 "О внесении изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с ликвидацией Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта". Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 12.09.2013 по делу N 33-18236/2013. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 N 10АП-6451/2014 по делу N А41-918/14. В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления об отмене разрешения на строительство отказано правомерно, так как разрешение на строительство жилого дома было выдано истцу в нарушение императивных норм законодательства
6 Объект капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов Исполнительные органы государственной власти; органы местного самоуправления Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения"
7 Объект культурного наследия, если при проведении работ по его сохранению затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта Исполнительные органами государственной власти; органы местного самоуправления, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Приказ Минкультуры России от 30.07.2012 N 811 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия" (зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2012 N 25658) Приказ Минкультуры России от 28.06.2012 N 683 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения" (зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2012 N 25212)
8 Объект капитального строительства, строительство которого планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или реконструкции такого объекта, в том числе линейного объекта: - на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 N 92 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства"
9 Объект капитального строительства, строительство которого планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции такого объекта капитального строительства Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации Например, Приказ комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области от 17.06.2011 N 14 "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области государственной услуги по выдаче разрешений на строительство"
10 Объект капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции такого объекта Орган местного самоуправления муниципального района Постановление администрации муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области от 24.07.2012 N 2460 "Об утверждении Административного регламента предоставления администрацией Кировского муниципального района Ленинградской области муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство" Определение Магаданского областного суда от 03.07.2013 N 33-637/2013 по делу N 2-951/2013 "Об оставлении без изменения решения Ольского районного суда Магаданской области от 30.04.2013, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 4 пункта 3.2.12 Положения об администрации муниципального образования "Ольский район", утв. решением Собрания представителей муниципального образования "Ольский район" от 03.05.2012 N 33-рн, в части наделения администрации муниципального образования "Ольский район" полномочием по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строительства"
11 Объекты капитального строительства, строительство которых планируется на особо охраняемых природных территориях федерального значения или планируется их реконструкция Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации"

Пункт 7 ст. 51 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок (например, договор аренды, договор безвозмездного пользования, ненормативный акт о наделении земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования либо договор о предоставлении права постоянного (бессрочного) на земельный участок, договор купли-продажи земельного участка, договор дарения, свидетельство о праве на наследство и др.);
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ), органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории. Новая форма градостроительного плана земельного участка утверждена Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" (зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2017 N 46880). Начало ее применения с 1 июля 2017 года;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч. 12.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ;
4.1) заключение, предусмотренное ч. 3.5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, в случае использования модифицированной проектной документации;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в п. 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Следует обратить внимание на п. 6.2 - вне зависимости от формы управления, выбранного собственниками помещений в многоквартирных домах (непосредственное управление, управляющая компания, создание ТСН, ТСЖ, предусмотренных ч. 2 ст. 161 ЖК РФ), решение вопроса об уменьшении площади общего имущества относится к компетенции общего собрания при 100%-ном одобрении всеми собственниками помещений в многоквартирных домов.
В случае если застройщик имеет намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта (здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта), для строительства которого требуется разрешение на строительство, он также обязан иметь архитектурный проект (архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора), выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (ст. 3 ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации").
При этом необходимо иметь в виду, что п. 9 ст. 51 ГрК РФ устанавливает иной порядок получения разрешения на строительство и реконструкцию объектов индивидуального жилищного строительства, возлагая на застройщика обязанность по представлению следующих документов: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного ч. 10.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает его описание в текстовой форме и графическое описание:

текстовая форма графическое описание
-> указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства -> изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта

При этом в соответствии с п. 17 ст. 51 и ст. 49 ГрК РФ, Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (в ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
2) строительства объектов капитального строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, например жилого дома (Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2016 N 77-КГ16-4);
3) строительства объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей);
4) жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
5) многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четырех, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
6) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
7) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
8) капитального ремонта объектов капитального строительства;
9) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
10) в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Судебная практика. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) - в соответствии с ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Краснодарского края не требуется получение разрешения на строительство объектов капитального строительства, строящихся в целях исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 м в городах и поселках городского типа и не более 500 м в сельской местности.
Признак капитальности объекта также подтверждается целевым назначением земельного участка (например, под эксплуатацию здания/сооружения, для строительства недвижимого имущества и др.).
Апелляционное определение Омского областного суда от 05.02.2014 по делу N 33-716/2014 - в удовлетворении исковых требований о выдаче разрешения на строительство жилого дома отказано правомерно, так как при строительстве на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, получения разрешения, предусмотренного ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, в силу прямого указания закона не требуется.
C. Признак индивидуальной определенности.
Индивидуальная определенность - совокупность фактических (технических) и юридических признаков, характеризующих определенную вещь.
Из этого определения следует, что недвижимость - это всегда индивидуально-определенная вещь, то есть материальный объект, обладающий индивидуальными техническими и юридическими признаками.
Фактические (технические) признаки (в зависимости от вида недвижимой вещи), например:
- для земельного участка - площадь, адресные ориентиры, наличие водных объектов, многолетних насаждений, зданий, сооружений, иных объектов на поверхности, под поверхностью земельного участка и др.;
- для зданий (сооружений, объектов незавершенного строительства) - год постройки, площадь, адресные ориентиры, этажность, материал несущих конструкций, наличие или отсутствие коммуникаций и др.
Фактические (технические) признаки отражаются в технической документации, например в техническом или кадастровом паспорте.
Юридические признаки - ограничения и обременения прав на соответствующий объект недвижимого имущества.
Например, арест, аренда, сервитут, залог, право проживания, ссуда, рента, завещательный отказ и др. Ограничения прав и обременения объектов недвижимости могут быть установлены как в силу договоров, так и в силу закона. Так, ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в ст. 47.1 предусматривает: ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные п. 1 - 3 ст. 47.3 данного Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с п. 2 и 3 ст. 47.6 вышеуказанного Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).
Судебная практика. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" (п. 2): согласно положениям ст. 554 ГК РФ для индивидуализации предмета договора купли-продажи недвижимого имущества достаточно указания в договоре кадастрового номера объекта недвижимости (при его наличии).
Если сторонами заключен договор купли-продажи будущей недвижимой вещи, то индивидуализация предмета договора может быть осуществлена путем указания иных сведений, позволяющих установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору (например, местонахождение возводимой недвижимости, ориентировочная площадь будущего здания или помещения, иные характеристики, свойства недвижимости, определенные, в частности, в соответствии с проектной документацией).
Судам необходимо учитывать, что такие договоры должны предусматривать цену продаваемого имущества, которая может быть установлена за единицу его площади или иным образом (п. 3 ст. 555 ГК РФ).
В случае если в тексте договора купли-продажи недвижимой вещи недостаточно данных для индивидуализации проданного объекта недвижимости, однако они имеются, например, в акте приема-передачи, составленном сторонами во исполнение заключенного ими договора, то такой договор не может быть признан незаключенным.
D. Самостоятельное целевое назначение - это возможность использования объекта отдельно от иных объектов недвижимого имущества, то есть объект не должен обладать признаками благоустройства (улучшения качества) иного объекта недвижимого имущества, и отсутствуют признаки его самостоятельного назначения.
Несколько позиций, высказанных Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено: замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (п. 1 ст. 133 ГК РФ).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. N 4777/08 в соответствии со ст. 2 ФЗ "О мелиорации земель" дано следующее определение мелиоративной системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
В том же Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 N 4777/08 сказано: экспертизой, проведенной в рамках настоящего дела, установлено, что спорные сооружения представляют собой систему открытых проводящих каналов (канавы, выложенные железобетонными лотками) и закрытой осушительной сети, состоящей из асбестоцементных труб различного диаметра, уложенных на глубине 0,9 метра, созданы в целях осушения земель сельскохозяйственного назначения. Сооружения прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно, имеют вспомогательное назначение. Таким образом, отсутствие самостоятельного назначения при наличии иных признаков недвижимости - капитальность, прочная связь с землей - не является достаточным к признанию такого объекта недвижимым имуществом.
При этом наличие или отсутствие самостоятельного целевого назначения решается самостоятельно судом, т.к. является вопросом правового характера, вследствие чего не может быть поставлен перед экспертом (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11) и не требует специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства и ремесла.
Еще одна точка зрения, представленная в арбитражной практике. В Постановлении Президиума ВАС от 16 декабря 2008 г. N 9626/08 затронуты вопросы о правовом обосновании отнесения соответствующих вещей к недвижимым. В частности, вопросы, связанные с индивидуализацией объекта, квалифицирующегося в качестве недвижимого имущества. В данном случае замощение земельного участка рассматривалось в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества, при этом руководствовались двумя основными признаками: наличием прав на земельный участок и разрешительной проектной документацией, возможно, имело значение, что сама площадка имела значительную протяженность - 8 565,4 кв. метра, а также кадастровый номер. Самостоятельность целевого назначения в данном случае судом не оценивалась. Но данное Постановление скорее исключение из правил. Об этом же говорится и в Правовых позициях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: избранные постановления за 2008 год с комментариями: "Оценка этих же фактических обстоятельств дела привела Президиум ВАС РФ к признанию спорного объекта недвижимым имуществом. К сожалению, вопросы о соответствии спорной производственной площадки признакам недвижимости и их оценка высшей судебной инстанцией в Постановлении не затронуты.
Представляется, что подобные объекты в силу многообразия правовых оснований их создания, конструктивных особенносте
Безымянная страница
Статьи и комментарии:
- Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме
-
Покупка квартиры в России: техника подбора, юридической проверки и проведения сделки: Монография"
-
Недвижимое имущество: понятие и отдельные виды: Учебное пособие
-
Индустрия гостеприимства в России
-
Жилищный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. Путеводитель по судебной практике
-
Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
-
Собственник и социальный наниматель жилого помещения: сравнительный анализ гражданского и жилищно-правового статуса
-
Как купить жилье: советы юриста
-
Управляйте домом правильно: что нужно знать собственнику жилья
-
Жилищные споры. Путеводитель по законодательству и судебной практике: Научно-практическое пособие
-
Земельный участок и постройки: особенности владения, пользования и распоряжения
-
Комментарий к новому закону "О государственном кадастре недвижимости".
-
Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования.
-
Справочник собственника и арендатора.
-
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
-
Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
-
Правовой режим недвижимого имущества
-
Имущественный налоговый вычет.
-
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
-
Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
-
Правовой режим недвижимого имущества
-
Вы покупаете квартиру. Все вопросы: от проекта до оформления прав собственности (2009г.)
-
Капитальный ремонт, реконструкция, переустройство и перепланировка объектов недвижимости: юридические аспекты

Политика конфиденциальности
Copyright 2008 - 2018 гг. Help-Realty.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!