style="max-height: 50vh;">

Глава 1. Земельный участок как объект гражданских прав

style="max-height: 50vh;">
Глава 1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, нашла отражение в пункте 1 статьи 9 Конституции РФ, раскрывая которую Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 апреля 2004 г. N 8-П указал, что данное положение предопределяет требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Это требование, адресованное государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей.
Наряду с этим законодателем в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ земля рассматривается как недвижимое имущество, объект права собственности, в связи с чем Конституционный Суд РФ в Определениях от 5 марта 2013 г. N 436-О, от 6 октября 2015 г. N 2317-О исходит из того, что земля является особого рода товаром и, как следствие, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Стоит согласиться с мнением, что в принципе учета значения земли как основы жизни и деятельности человека закреплено ее многоаспектное значение, в первую очередь как природного объекта. Межотраслевой характер данного принципа имеет важное практическое значение. Констатация в федеральном законе многоаспектного значения земли позволила подвести итог давним дискуссиям: каким законодательством должны регулироваться земельные отношения (прежде всего отношения по использованию земель) - только земельным, или только гражданским, или комплексно, и земельным, и гражданским, или иным специальным, в том числе законодательством о градостроительстве. Принцип о многоаспектном значении земли логически развит в решении вопроса о соотношении правовых норм различных отраслей законодательства в регулировании земельных отношений (Волков Г.А. Принципы земельного права // Актуальные вопросы государства и права в Российской Федерации и в Республике Македонии: сб. науч. ст. / отв. ред. А.Е. Шерстобитов. М.: Статут, 2006. Вып. 1. С. 375 - 388).
В силу положений части 2 статьи 9 Конституции РФ земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а также отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах, что предусмотрено пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса РФ. Необходимо учитывать, что в систему гражданского оборота включена не вся земля, а отдельные ее части - земельные участки, представляющие часть земной поверхности и имеющие характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ).
О.И. Крассов справедливо отметил, что, "после того как в землю вбиты колышки, обозначающие границы участка, эта индивидуализированная часть земли не утрачивает своих качеств как природного объекта и природного ресурса" (Крассов О.И. Земельный участок как объект природы и природный ресурс // Экологическое право. 2013. N 6. С. 8-16).
Согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости), при этом "земельные участки относятся к особому виду недвижимого имущества. Земля является несоздаваемым и непотребляемым природным ресурсом, из которого можно образовывать объекты гражданских прав - участки. Невозможно приобрести право на земельный участок первичным способом - путем создания, как это предусмотрено пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ для искусственных объектов недвижимости - зданий и сооружений. Первоначально земельный участок можно только выделить на местности, сформировать из государственных или муниципальных земель и предоставить на определенном праве (статья 30 Земельного кодекса РФ). В дальнейшем земельные участки могут формироваться в результате разделения собственником одного участка на несколько участков, выделения из участка другого или слияния граничащих друг с другом участков" (Пискунова М.Г. Земельный кодекс Российской Федерации и новые правила оформления сделок с недвижимостью // Государственная регистрация прав на недвижимость: проблемы регистрационного права / отв. ред. А.Р. Кирсанов. М.: Ось-89, 2003. С. 308 - 333).
В Апелляционном определении от 28 августа 2019 г. N 75-АПА19-14 Верховный Суд РФ отметил, что формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета, при этом землеустройство проводится только в отношении территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий и включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", часть 1 статьи 68 Земельного кодекса РФ).
В свою очередь государственный кадастровый учет в отношении земельных участков представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с уникальными характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или прекращение его существования (часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
М.Н. Гаврилюк определила "государственный кадастровый учет земельных участков в качестве системы земельно-процессуальных отношений по поводу формирования земельных участков (их частей и территориальных зон) и основного способа индивидуализации земельных участков в качестве обороноспособной недвижимости" (Гаврилюк М.Н. Правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006).
Такая идентификация, по мнению Конституционного Суда РФ, позволяет обеспечивать рациональное использование земли, а также защиту прав собственников и иных пользователей земельных участков, смежных по отношению к вновь образуемым (Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2020 г. N 887-О).
Таким образом законодатель в систему гражданского оборота включает земельные участки, сведения о которых внесены в ЕГРН, при этом в силу положений пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" объектом гражданских правоотношений могут являться и земельные участки, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, а именно предоставленные до дня введения в действие Земельного кодекса РФ гражданам и физическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения.
Стоит отметить, что сам факт осуществления государственной регистрации не влияет на признание объекта недвижимым имуществом, поскольку по общему правилу ее осуществление не является обязательным условием для признания вещи объектом недвижимости. Например, Л.В. Лапач утверждает, что сама по себе государственная регистрация объекта не определяет статус объекта как недвижимого, поскольку для этого требуется наличие определенных признаков, прежде всего самостоятельность объекта и его способность удовлетворять хозяйственный интерес лица (Лапач Л.В. Спорная недвижимость - некоторые вопросы теории и практики // Хозяйство и право. 2014. N 12. С. 53 - 65).
Указанную позицию поддерживает и В.А. Алексеев, который в первую очередь отмечает самостоятельность объекта в качестве необходимого признака недвижимости (Алексеев В.А. Является ли самостоятельность в обороте критерием отнесения имущества к недвижимому? // Закон. 2015. N 9. С. 150 - 155), выделение которого в правовой структуре земельного участка является бесспорным.
О.В. Бурлаченко в свою очередь акцентирует внимание на том, что земельный участок прежде всего является частью природы и не может возникать и прекращаться по воле человека (за исключением искусственных островов). И в отличие от иных "несоздаваемых" объектов органического происхождения (животных, минералов и пр.), вовлечение земельных участков в оборот требует принятия дополнительных мер не только фактического (установление границ в натуре и пр.), но и юридического характера. По его мнению, земельные участки в первую очередь обладают свойством неперемещаемости, которое существенно ограничивает объем правовой власти субъекта (Бурлаченко О.В. Земельный участок в системе недвижимого имущества: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006).
Несмотря на то что земельные участки по действующему российскому праву рассматриваются как недвижимые вещи и полноценно вовлечены в частноправовой оборот, тем не менее здания и сооружения, расположенные на них, с момента государственной регистрации прав на них также являются "самостоятельными" (с правовой точки зрения) объектами недвижимости.
Как уже было отмечено, на современном этапе основное доказательство существования в правовом поле такого объекта недвижимости, как земельный участок, - это сведения, которые внесены в ЕГРН.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям о земельном участке можно отнести кадастровый номер земельного участка, его площадь (размер) и описание местоположения (границ) земельного участка (Определение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2018 г. N 310-КГ18-2779), к дополнительным - сведения о кадастровой стоимости земельного участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок; вид (виды) разрешенного использования земельного участка; адрес земельного участка (при его наличии).
Кадастровый номер. Согласно статье 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в ЕГРН на основании правовых актов органа регистрации прав.
Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации и порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Согласно Порядку кадастрового деления территории Российской Федерации, а также Порядку присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 г. N 877, кадастровый номер присваивается:
1) при государственном кадастровом учете в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
2) при включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В случае снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости не допускается повторное использование кадастрового номера такого объекта недвижимости для его присвоения иным объектам недвижимости.
Присвоенный объекту недвижимости кадастровый номер, в соответствии с Порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ, не изменяется, в том числе в связи с изменением кадастрового деления.
Кадастровый номер объекта недвижимости состоит из учетного номера кадастрового квартала, в котором расположен такой объект недвижимости, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера записи об объекте недвижимости в ЕГРН в пределах данного кадастрового квартала.
Например, если кадастровый номер земельного участка 34:34:030060:705, то 34 означает кадастровый округ, 34 - кадастровый район, 030060 - учетный номер кадастрового квартала, 705 - порядковый номер записи о земельном участке в ЕГРН.
Если у земельного участка изменились характеристики (например, границы в результате их уточнения, адрес участка или его площадь), то в сведения о нем, содержащиеся в ЕГРН, вносятся изменения. При этом меняется только та характеристика участка, которая изменилась (пункт 15 Порядка ведения ЕГРН), а кадастровый номер участка остается прежним.
Необходимо также учитывать, что в случае преобразования земельного участка, то есть при его разделе, выделе, объединении, перераспределении (пункт 46 Порядка ведения ЕГРН), будет образован новый участок (новые участки) и при их постановке на кадастровый учет ему (им) будет присвоен кадастровый номер как новому объекту недвижимости (подпункт 1 пункта 2 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 г. N 877).
Площадь земельного участка. Верховный Суд РФ в Определении от 22 ноября 2016 г. N 8-КГ16-21 отметил, что площадь земельного участка, определенная с учетом установленных законом требований, входит в состав его уникальных характеристик, сведения о которых подлежат включению в государственный кадастр недвижимости, и позволяет индивидуализировать его как самостоятельный объект гражданских прав.
В силу положения части 9 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" площадью земельного участка признается площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
В записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются сведения о площади земельного участка в квадратных метрах с округлением до одного квадратного метра с указанием погрешности вычисления (подпункт 7 пункта 21 раздела 3.1 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943).
Согласно Методическим рекомендациям по проведению межевания объектов землеустройств, утвержденным Росземкадастром 17 февраля 2003 г., площадь объекта землеустройства вычисляется по координатам поворотных точек границ земельного участка.
Площадь объекта землеустройства, границы которого описаны путем ссылок на географические объекты, вычисляется с точностью не ниже графической точности картографического материала, численный масштаб которого равен численному масштабу соответствующей кадастровой карты (плана) земельного участка (территории).
Законодатель в пункте 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ дает возможность установления предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты.
Если земельный участок будет сформирован с нарушением указанных предельных размеров, то он не может быть поставлен на кадастровый учет, что предусмотрено положением подпункта 28 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Практика. Матвеева Н.Д. обратилась в суд с иском к Косоротовой А.А. и Косоротовой Л.И. о выделе дома и земельного участка, принадлежащих на праве общей долевой собственности. Косоротова А.А. обратилась в суд со встречным иском к Матвеевой Н.Д., в котором просила разделить жилой дом и земельный участок по предложенному ею варианту.
Решением {...} от 15 июля 2015 г., оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам {...} от 30 сентября 2015 г., произведен раздел дома и земельного участка. В собственность Матвеевой Н.Д. суд выделил земельный участок площадью 337,3 кв. м, в собственность Косоротовой А.А. - 168,7 кв. м.
Разрешая поступившую кассационную жалобу, Верховный Суд РФ пришел к следующим выводам.
По делу установлено, что Матвеева Н.Д. является собственником 2/3 долей жилого дома общей площадью 70,1 кв. м и земельного участка общей площадью 506 кв. м, расположенных по адресу: {...}.
Собственником 1/3 доли указанного имущества являлась Косоротова К.С., умершая в декабре 2012 г., наследником имущества которой является Косоротова А.А.
Матвеева Н.Д. обратилась в суд с иском к Косоротовой А.А. и просила разделить жилой дом, а также земельный участок в натуре, выделив ей в собственность 337,3 кв. м, Косоротовой А.А. - 168,7 кв. м.
Косоротова А.А. обратилась в суд со встречным иском к Матвеевой Н.Д. о разделе в натуре жилого дома и земельного участка по предложенному ею варианту, в котором предлагала выделить ей земельный участок площадью 224 кв. м, а Матвеевой Н.Д. - 282 кв. м.
Согласно заключению эксперта от 29 мая 2015 г. определены два варианта раздела земельного участка в соответствии с долями о праве собственности, а именно: Матвеевой Н.Д. - 2/3 доли, Косоротовой Л.И. - 1/3 доли.
Удовлетворяя иск о выделе земельного участка, суд первой инстанции исходил из фактически сложившегося порядка пользования спорным домом и земельным участком, который предполагал выделение собственникам частей дома и земельного участка без отступления от размера долей в праве собственности сторон на домовладение и земельный участок.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
С выводами суда апелляционной инстанции Верховный Суд РФ не согласился по следующим основаниям.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.5 Земельного кодекса РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуется один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок, и участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По законодательству в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры.
При выделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии с пунктом 3 статьи 252 Гражданского кодекса РФ суд вправе отказать в иске участнику долевой собственности о выделе его доли в натуре, если выдел невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности. Под таким ущербом следует понимать невозможность использования имущества по целевому назначению, существенное ухудшение его технического состояния либо снижение материальной или художественной ценности (например, коллекция картин, монет, библиотеки), неудобство в пользовании и т.п.
Указанные разъяснения соответствуют положениям пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Из приведенных норм права следует, что выдел доли в натуре одним из собственников земельного участка возможен только в том случае, если все образуемые при выделе земельные участки имеют площадь не менее предельных минимальных размеров земельных участков соответствующего целевого назначения и вида целевого использования.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых по законодательству о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются этими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ).
Постановлением {...} от 17 июня 2011 г. N 35/2 принято Городское положение об установлении норм предоставления земельных участков на территории городского округа {...} от 29 июня 2011 г. N 164-ВГД, которым установлены предельные размеры (максимальный и минимальный) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа {...} и государственная собственность на которые не разграничена для индивидуального жилищного строительства:
- предельный минимальный размер - 0,02 га;
- предельный максимальный размер - 0,2 га.
Образуемый земельный участок размером 168,7 кв. м, выделенный в собственность Косоротовой А.А. из исходного земельного участка, вышеуказанным требованиям не соответствует.
Однако перечисленные нормы закона не были учтены судебной коллегией по гражданским делам {...} при рассмотрении данного дела, что привело к неправильному применению норм материального права.
Определение ВС РФ
от 31 мая 2016 г. N 16-КГ16-18

Описание местоположения (границ) земельного участка. Конституционный Суд РФ в пункте 4 Постановления от 28 мая 2010 г. N 12-П указал, что признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения, невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса РФ).
В Определении от 18 октября 2016 г. N 4-КГ16-35 Верховный Суд РФ отметил, что описание местоположения границ земельного участка также является уникальной характеристикой объекта недвижимости и вносится в государственный кадастр недвижимости, что позволяет подтвердить его существование в качестве индивидуально-определенной вещи.
По мнению Н.Ю. Чаплина, "...действительно уникальной характеристикой любого земельного участка является только одна - его местоположение. Именно в силу своего местоположения, которое устанавливается его границами, земельный участок становится уникальной индивидуально-определенной вещью. Более того, именно местоположение обусловливает привлекательность земельного участка как объекта права собственности и во многом определяет его рыночную стоимость" (Чаплин Н.Ю. Понятие и особенности земельного участка как объекта гражданских прав // Журнал российского права. 2018. N 8. С. 155 - 161).
Границы земельного участка имеют важное значение: благодаря им стабилизируется хозяйственная деятельность на земле, землепользованию придается устойчивость; без них проблематичен (практически невозможен) гражданский оборот земельных участков и защита прав на них (Эйриян Г.Н. Земельный участок как объект использования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. Вып. 45. С. 540 - 563).
В соответствии с частями 8, 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке.
При отсутствии в проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"), результатом которых является межевой план (статья 37 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемом земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (статья 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), форма и требования к подготовке которого утверждены Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921.
В случае если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В Приказе от 1 марта 2016 г. N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" Минэкономразвития России указало, что характерной точкой границы земельного участка является точка изменения описания границы земельного участка и деления ее на части.
Положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения ЕГРН, например: точка 1 может иметь координаты X - 4981.19, Y - 13684.89.
Изменение системы координат в целях ведения государственного кадастра недвижимости и координат характерных точек границ земельного участка в связи с переходом на иную систему координат не может повлечь за собой изменение местоположения границ земельного участка, его площади и иных уникальных характеристик (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 17 июля 2019 г.).
Вид разрешенного использования земельного участка. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, Земельный кодекс РФ в порядке реализации положений статей 9 (часть 1) и 36 (части 1 и 2) Конституции РФ закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды (Определения Конституционного Суда РФ от 24 марта 2015 г. N 671-О, от 28 сентября 2017 г. N 1919-О и др.).
Указанный принцип земельного законодательства реализуется в том числе посредством возложения законодателем на владельцев и пользователей земельных участков обязанности использовать их в соответствии с целевым назначением (Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 1219-О).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
В.А. Буров отмечает, что в правовой литературе природа целевого назначения земель трактуется преимущественно с позиций публичного права - как способа реализации управленческой функции государства (Буров В.А. Реализация принципа деления земель на категории по целевому назначению: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011).
О.И. Крассов в свою очередь деление земель на категории по целевому назначению квалифицирует как основной способ определения правового режима (Крассов О.И. Земельное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006). При этом, согласно позиции Е.А. Галиновской, деление земель по целевому назначению является одним из основных методов регулирования земельных отношений: установление в земельном законодательстве закрытого перечня категорий земель и возможность изменения их количества только в самом Земельном кодексе РФ (а не актами государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления) позволяют проводить единую государственную земельную политику, направленную на выполнение организующей функции государства по "регулированию хозяйственной деятельности", обеспечению "различных видов хозяйствования и социальной жизни определенной территориальной базы" (Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, А.В. Мазуров [и др.]; под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юрайт, 2006).
Таким образом, учеными правомочие устанавливать целевое назначение связывается с полномочиями государства по управлению земельными ресурсами и проведением государственной земельной политики. При этом, по мнению Г.А. Гаджиева, установление правил целевого использования земли представляет собой не ограничение права частной собственности на землю, а уточнение его содержания, то есть установление его пределов (границ) ("Круглый стол!" журнала "Государство и право" // Государство и право. 1998. N 7. С. 20 - 42).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения, которыми признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 Земельного кодекса РФ); 2) земли населенных пунктов, которыми признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (статья 83 Земельного кодекса РФ); 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий; 5) земли лесного фонда (лесные и нелесные земли), состав которых устанавливается лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса РФ); 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ, используются по целевому назначению. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными и специальными федеральными законами (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Согласно определению, закрепленному в пункте 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Отмечается, что градостроительное зонирование призвано обеспечить условия для устойчивого развития не только в рамках законодательно закрепленной реализуемой государством политики по охране окружающей среды, но и в целях стабильного развития территорий страны в целом (Моргунова Е.Р. Градостроительное зонирование и его влияние на установление правового режима земель // Юридический мир. 2013. N 11. С. 27 - 35).
С.Ю. Трухачев в своей научной работе выделяет следующие задачи градостроительного зонирования: деление территории города на территориальные зоны и подзоны, определение границ зон с особыми условиями использования территорий, определение перечня разрешенных видов использования недвижимости в составе градостроительного регламента, определение параметров использования земельных участков и объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установление взаимосвязей планировки территорий и градостроительного зонирования (Трухачев С.Ю. Архитектурно-планировочные принципы градостроительного зонирования (на примере городов Юга России): автореф. дис. ... канд. архитектуры. М., 2009).
Согласно статье 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Например, в состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; 4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
А.В. Чередников отмечает, что на определенном этапе развития общественных отношений возникает необходимость гармонизации широкого спектра публичных и частных интересов, лежащих не только в области землепользования, но и в иных областях общественной жизни и, соответственно, опосредованных различными по отраслевой принадлежности нормами права (Чередников А.В. Градостроительное зонирование как средство обеспечения баланса публичных и частных интересов в использовании и охране земель // Правовое обеспечение экологической безопасности в субъектах Российской Федерации: материалы круглого стола / отв. ред. В.В. Никишин, И.Н. Жочкина. М., 2010. С. 126).
Процесс использования земельного участка как объекта имущественных прав в целях реализации частных интересов должен быть согласован с процессом развития территории, в пределах которой с частными интересами корреспондируют публичные. Приоритет публичного интереса в организации порядка использования земель муниципальных образований, заложенный в содержание правил землепользования и застройки, отмечен в правоприменительной практике. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
Это призвано исключить возможность появления обособленного земельного участка, использование которого будет противоречить порядку использования и развития территории, из состава которой он выделяется, что в конечном итоге может привести к конфликту частных и публичных интересов в использовании и охране земли. Соотношение территории и земельного участка, из состава которой он выделяется, можно представить как соотношение общего и частного. Однако земельный участок становится частным по отношению к общему - территории, из состава которой он выделяется в связи с возможностью не только использования, но и совершения иных действий с земельным участком обладателем прав на него: по отчуждению, передаче в пользование, изменению границ участка и др.
Правовой режим конкретного земельного участка определяется интересами его правообладателя, а также принадлежностью участка как частного к общему, то есть прежде всего исходя из определенного в результате зонирования территорий баланса частных и публичных интересов.
Правовой нормой, направленной на достижение указанной цели, можно считать часть 3 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, являющуюся базовым принципом правового зонального регулирования землепользования и застройки (Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации: ответы на проблемные вопросы градостроительной деятельности. М.: Экзамен, 2008): действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Следовательно, для разных земельных участков, расположенных в одной территориальной зоне, не могут быть установлены различные градостроительные регламенты, и в результате обеспечивается единство правового режима.
Законодатель градостроительный регламент определяет как устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 ноября 2019 г. N 35-П указал, что законодатель, обеспечивая гармоничное сочетание принципов земельного и градостроительного законодательства, раскрывает в Градостроительном кодексе РФ (пункты 7 и 9 статьи 1) и Земельном кодексе РФ (статья 85) понятие территориальной зоны, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлен градостроительный регламент, закрепляющий, помимо прочего, в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. Такие регламенты, как предусмотрено Земельным кодексом РФ (пункты 2 и 3 статьи 85), создают основу правового режима земельных участков и обязательны для исполнения всеми их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами.
Таким образом, указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Г.С. Башмаков, З.С. Беляева, И.А. Иконицкая предлагают понимать под разрешенным использованием земельного участка совокупно целевое назначение земельного участка и требования к его использованию, вытекающие из его территориального планирования и зонирования, а также из установленных для него ограничений и обременений (Башмаков Г.С., Беляева З.С., Иконицкая И.А. Современные проблемы нового земельного законодательства // Государство и право. 1995. N 8. С. 40 - 46).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, например:
- для индивидуального жилищного строительства допускается размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек;
- для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) допускается размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных; для блокированной жилой застройки допускается размещение жилого дома, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним домом или соседними домами, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений; обустройство спортивных и детских площадок, площадок для отдыха.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой действует градостроительный регламент.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбирают самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г.).
Многоконтурные земельные участки. Действующим законодательством предусмотрено существование многоконтурных земельных участков. Так, Минэкономразвития России в своем письме от 16 января 2009 г. N 266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках" указало, что в целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками (самостоятельными объектами земельный отношений), входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями, на что также обратил внимание Верховный Суд РФ в Определении от 1 марта 2017 г. N 305-КГ15-7535.
Граница отдельного контура может совпадать с границей части многоконтурного земельного участка, если в пределах данного контура установлено либо устанавливается ограничение (обременение) вещных прав на такой многоконтурный земельный участок.
Каждый контур границы многоконтурного земельного участка отделяется от других контуров его границы иными земельными участками или землями (то есть контуры границы многоконтурного земельного участка не имеют общих характерных точек границ).
В соответствии с ведомственными нормативными актами, изданными в развитие Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу с 17 мая 2008 г.), ранее при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование "единое землепользование", а входящим в его состав земельным участкам - "обособленные", или "условные", земельные участки. Государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся в отношении как многоконтурного земельного участка (единого землепользования), так и всех земельных участков, входящих в его состав.
В настоящее время образование многоконтурных земельных участков осуществляется по правилам главы 1.1 Земельного кодекса РФ. В частности, согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По мнению Минэкономразвития России (письмо от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23 "Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках"), в отношении многоконтурных земельных участков применимы все перечисленные способы образования земельных участков, за исключением тех способов, при которых земельные участки образуются из смежных земельных участков (то есть земельных участков, имеющих общие границы). В данном случае следует учитывать, что в соответствии со статьями 11.6 и 11.7 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть образованы в результате объединения или перераспределения только смежных земельных участков. Поэтому в результате объединения существующих земельных участков (в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет), не имеющих общих границ, не может быть образован многоконтурный земельный участок.
Между тем поставленный на государственный кадастровый учет многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование может быть источником образования новых земельных участков. В этом случае многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование может быть объединено с другим земельным участком, в том числе многоконтурным, при условии, что такие земельные участки по одному или более контуров их границ являются смежными.
В результате указанных объединений может быть образован новый многоконтурный земельный участок либо (если в результате объединения будет утрачен признак многоконтурности границы) обычный земельный участок, а существование исходных земельных участков (включая исходный многоконтурный земельный участок или ранее учтенное единое землепользование) прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (статья 11.6 Земельного кодекса РФ).
Перераспределение может быть осуществлено между несколькими как смежными многоконтурными земельными участками, так и смежными многоконтурными земельными участками и обычными земельными участками. В результате такого перераспределения может быть образовано несколько других многоконтурных земельных участков и (или) обычных земельных участков, а существование исходных земельных участков прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (статья 11.7 Земельного кодекса РФ). Обязательным условием осуществления перераспределения является наличие у исходных земельных участков смежных границ.
При выделе земельного участка из многоконтурного земельного участка одновременно могут быть образованы один или несколько многоконтурных земельных участков и (или) один или несколько обычных земельных участков. При этом многоконтурный земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (статья 11.5 Земельного кодекса РФ).
Порядок, установленный пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ и пунктом 18 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому при разделе земельного участка исходный земельный участок сохраняется в измененных границах, применяется также в отношении многоконтурных земельных участков (при соблюдении условий, указанных соответственно в пункте 4 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ и пункте 18 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
Образуемые земельные участки, в том числе образуемые многоконтурные земельные участки, должны отвечать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса РФ:
- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами, при этом предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами;
- границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
- не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;
- не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием;
- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Часть многоконтурного земельного участка может быть образована:
- в пределах одного контура границы (такая часть может полностью совпадать с контуром либо может быть образована из части контура);
- в пределах нескольких контуров границы (такая часть может полностью совпадать с несколькими контурами либо может быть образована из частей контуров).
Во втором случае образуется часть многоконтурного земельного участка, граница которой представляет собой несколько контуров (многоконтурная часть многоконтурного земельного участка).
При несоблюдении одного из вышеперечисленных требований по соответствующему основанию, предусмотренному статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образованного земельного участка.
Следует обратить внимание, что указанный Закон не содержит оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по причине многоконтурности его границы.
В отношении многоконтурной части многоконтурного земельного участка применяются по аналогии особенности подготовки межевого плана в отношении многоконтурного земельного участка.
На многоконтурный земельный участок оформляется один межевой план независимо от количества кадастровых кварталов, в границах которых расположен такой многоконтурный земельный участок.
Государственный кадастровый учет образуемого многоконтурного земельного участка осуществляется в кадастровом квартале, в котором данный многоконтурный участок располагается целиком (в том числе в условном кадастровом квартале с границами, проходящими по границе кадастрового района или соответствующего кадастрового округа).
Учет образуемого многоконтурного земельного участка может быть осуществлен в условном кадастровом квартале с границами, проходящими по границе соответствующего кадастрового округа, при условии соблюдения требований о принадлежности земельного участка одной категории земель и непересечении его границ с границами муниципальных образований.
Многоконтурному земельному участку независимо от количества контуров его границы присваивается один кадастровый номер.
Каждому контуру границы многоконтурного земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учета присваивается учетный номер контура, состоящий из кадастрового номера земельного участка и заключенного в скобки порядкового номера контура (например, 50:01:0:12(5)).
На кадастровой карте контур границы многоконтурного земельного участка обозначается в виде двоеточия, номера земельного участка в соответствующем кадастровом квартале и заключенного в скобки порядкового номера контура (например, :123(1)).
Площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость. Соответственно, проверка соблюдения требований к предельным минимальным или максимальным размерам земельных участков осуществляется в отношении указанной суммы площадей.

Безымянная страница
Статьи и комментарии:
- Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме
-
Покупка квартиры в России: техника подбора, юридической проверки и проведения сделки: Монография"
-
Недвижимое имущество: понятие и отдельные виды: Учебное пособие
-
Индустрия гостеприимства в России
-
Жилищный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. Путеводитель по судебной практике
-
Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
-
Собственник и социальный наниматель жилого помещения: сравнительный анализ гражданского и жилищно-правового статуса
-
Как купить жилье: советы юриста
-
Управляйте домом правильно: что нужно знать собственнику жилья
-
Жилищные споры. Путеводитель по законодательству и судебной практике: Научно-практическое пособие
-
Земельный участок и постройки: особенности владения, пользования и распоряжения
-
Комментарий к новому закону "О государственном кадастре недвижимости".
-
Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования.
-
Справочник собственника и арендатора.
-
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
-
Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
-
Правовой режим недвижимого имущества
-
Имущественный налоговый вычет.
-
Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
-
Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов
-
Правовой режим недвижимого имущества
-
Вы покупаете квартиру. Все вопросы: от проекта до оформления прав собственности (2009г.)
-
Капитальный ремонт, реконструкция, переустройство и перепланировка объектов недвижимости: юридические аспекты

Политика конфиденциальности
Copyright 2008 - 2021
гг. Help-Realty.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!