Сотрудник направлен в командировку в другой город. По служебной необходимости ему приходится переезжать с объекта на объект. Служебного транспорта нет. В обязанность командированного работника включается заключение договора на аренду автотранспортного средства без экипажа от имени организации. Работник, находясь в командировке, может заключить от имени организации договор аренды транспортного средства без экипажа, как с юридическим, так и с физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, на основании выданной работнику предприятия доверенности. Может ли организация, заключить договор аренды легкового автомобиля с индивидуальным предпринимателем, для выполнения сотрудником своих обязанностей во время нахождения в служебной командировке, и отнести затраты по содержанию автомобиля и вознаграждение по договору аренды на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль?

На основании ст. 643 ГК РФ договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока.
В договоре следует определить размер арендных платежей и порядок оплаты.
В соответствии со ст. 644 ГК РФ арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего ремонта.
Согласно ст. 646 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров, работ или услуг, отнесены, в частности:
- арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки), а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг;
Кроме того, согласно ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Положения ст. 260 НК РФ применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение таких расходов арендодателем не предусмотрено.
В соответствии со ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ и обычаями делового оборота (в частности, расходы по аренде автотранспорта, подтверждаются договорами аренды транспортного средства без экипажа, актами выполненных работ и расчетно-платежными документами, при этом, преимущество отдается расчетно-платежным документам, подтверждающим проведенную оплату путем безналичного расчета) и документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с индивидуальным предпринимателем, в том числе затраты в виде стоимости израсходованных горюче-смазочных материалов, а также затраты на ремонт автомобиля и замену автошин, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что арендованный автомобиль используется организацией-арендатором в деятельности, связанной с получением доходов, а произведенные расходы соответствуют критериям, изложенным в п. 1 ст. 252 НК РФ. При обосновании такой точки зрения можно ссылаться на письмо Минфина России от 13.02.2007 N 03-03-06/1/81, а также на письмо УФНС РФ по г. Москве от 19.12.2007 N 20-12/121663.
В вышеуказанных письмах, вопрос правомерности отнесения в расходы при исчислении прибыли затрат на аренду автотранспортных средств у физического лица был рассмотрен в общих чертах, не касаясь аспекта, при каких условиях осуществляется аренда автотранспортного средства.
В рассматриваемой ситуации, аренда автотранспорта осуществляется от имени Предприятия по доверенности работником предприятия, находящимся в командировке, за пределами территории нахождения Предприятии. По нашему мнению, аренда автотранспорта в производственных целях вне места нахождения Предприятия не указывает на экономическую нецелесообразность произведенных расходов. Расходы могут быть признаны обоснованными при наличии необходимого документального подтверждения и могут быть учтены в расходах в целях 25 главы.
Налоговые органы нередко отказывают организации в принятии в расходы при исчислении налогооблагаемой прибыли ГСМ, израсходованных при эксплуатации арендованного автотранспорта в командировках. Поэтому остановимся на рассмотрении вопроса, каким образом организации следует оформить документы для подтверждения расхода ГСМ.
Путевой лист, составленный работником предприятия, может служить документальным обоснованием количества необходимого для поездок горючего в целях бухгалтерского и налогового учета.
Формы путевых листов при эксплуатации грузовых и легковых автомобилей утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Однако не спешите их применять: эти формы обязательны для использования лишь автотранспортными организациями. Для всех прочих организаций "обязательные" формы не разработаны, поэтому вы можете сделать это сами и утвердить форму разработанного на предприятии путевого листа, Учетной политикой предприятия. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129.
При этом в форме вашего путевого листа обязательно должны быть отражены такие реквизиты:
- наименование документа;
- дата его составления;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Напомним, что все эти реквизиты обязательны для документов, которые не являются унифицированными.
В путевом листе обязательным является указание пробега на начало и конец дня (или всего срока аренды) и маршрут (с указанием объектов, которые работник посетил за день).
В письме 03-03-04/1/129 чиновники разъяснили, что путевые листы можно составлять не ежедневно, а с той периодичностью, которая позволяет обосновать расходы фирмы на ГСМ, к примеру, раз в месяц. Это очень удобно в Вашем случае.
Иногда, даже при наличии всех необходимых документов, подтверждающих производственный характер расходов, специалисты налоговых органов не признают расходы, связанные с арендой автотранспорта в рассматриваемой ситуации.
Это связано с тем, что фискальные органы применяют другой подход и при рассмотрении данного вопроса, отталкиваются от другого критерия - от нормы "командировочные расходы". Поясним, как рассматривают вопрос финансовые и налоговые органы.
Статьей 168 ТК РФ установлено возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В соответствии со ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Исходя из второй части ст. 168 НК РФ, повышенный уровень компенсационных выплат и дополнительные выплаты должны быть оговорены в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте.
Подпункт 12 п. 1 ст. 264 НК РФ содержит закрытый перечень расходов на командировки, которые организация вправе включить в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Да, такие виды расхода как "арендные платежи по арендованному автотранспорту", "ГСМ" и пр. не перечислены в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, но является очевидным, что эти расходы не являются "командировочными" расходами, а работодатель должен возместить своим работникам не только командировочные, но и иные производственные расходы, если командировочных их осуществил по поручению организации.
Итак, специалисты Минфина России считают необоснованным включение в состав расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли расходов по аренде автомобиля во время командировки сотрудников организации (письма ИФ РФ от 24.12.2002 N 04-02-06/3/91 и от 08.08.2005 N 03-03-04/2/42).
При решении вопроса о включении в расходы в целях главы 25 НК РФ расходов на аренду автотранспорта, а также расходов, связанных с эксплуатацией автотранспорта, арбитражная практика складывается в пользу налогоплательщиков. В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2007 N А05-11584/2006-31 судьи отметили, что условия включения ` затрат в состав расходов предусмотрены ст. 252 НК РФ. Согласно п. 1 этой статьи расходы должны быть обоснованны и документально подтверждены. Расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Фирма для подтверждения расходов представила следующие документы:
- приказ о заключении договора на автотранспортное обслуживание работников в период командировок;
- договор с транспортной компанией;
- акты сдачи-приемки работ;
- перечень заказов за каждый конкретный период, командировочные удостоверения;
- приказы о направлении работников в командировку;
- служебные задания для направления в командировку;
- отчеты об их выполнении;
- счета-фактуры и другие документы.
Эти документы убедили судей в том, что перевозка работников осуществлялась в производственных целях. Следовательно, такие расходы уменьшают базу по налогу на прибыль.
Как пояснили арбитры, расходы на аренду транспорта в месте командировки можно учесть при исчислении налога на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. В нем упоминаются другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
В постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 06.12.2005 N А43-22918/2005-16-660, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.01.2006 N Ф04-9850/2005(19018-А27-15) расходы на аренду автомобиля в заграничной командировке также признаны обоснованными и правомерно учтенными при исчислении налога на прибыль.
При этом в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2005 N А56-32729/04 предлагается учитывать расходы на аренду автомобиля в командировке на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ как арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, либо на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Вывод:
Заключение договора аренды автотранспортного средства без экипажа от имени организации работником предприятия, находящимся в командировке, допускается законодательством РФ при наличии доверенности на осуществление таких полномочий.
Расходы по аренде автотранспорта в месте командировки работника, а также расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией автомобиля могут быть учтены в расходах организации, если они экономически обоснованы и документально подтверждены. В случае возникновения претензий со стороны налоговых органов, организация, включившая в расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль, указанные расходы, должна быть готова доказывать свою позицию в суде. Однако шанс выиграть разбирательство есть, при условии, что затраты обоснованны и документально подтверждены.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Якимова Елена

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
аудитор Тюфтина Татьяна

29 августа 2008 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Copyright 2009 Help-Realty.RU. All rights reserved. При использовании материалов активная ссылка на главную страницу обязательна!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж  
З   И   К   Л   М   Н   О  
П   Р   С   Т   У   Ф   Х  
Ц   Ч   Ш  Э   Ю



       Жильщное право:

       Коммунальное хозяйство:

    Земельное право:
Статьи и комментарии
















Также вам будет интересно узнать:

Реклама от Google

Счетчики:

Возможно эта информация вам будет интересна:
Покупка - продажа комнат, квартир и домов.
Покупка - продажа загородной недвижимости
Купля - продажа городской недвижимости
Написать администратору сайта
Главная